Telegram против комиссии по ценным бумагам и биржам. Что дальше
Скорее всего, Павел Дуров попытается договориться с регуляторомВ субботу комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) объявила, что добилась судебного запрета на выпуск криптовалюты Gram компаниями Telegram Group Inc и TON Issuer Inc. Причиной стало то, что компании не зарегистрировали выпуск криптовалюты должным образом: власти США утверждают, что Gram – ценная бумага, а значит, ее выпуск предполагает раскрытие и выпуск проспекта. Например, команда Telegram должна была предоставить инвесторам информацию о своем финансовом состоянии, менеджменте, факторах риска, утверждает SEC.
Спустя сутки команда Telegram отреагировала на запрет: «Ведомости» ознакомились с копией письма Павла Дурова инвесторам (подлинность содержания подтвердили двое из них). В письме Дуров рассказал, что последние 18 месяцев Telegram пытался наладить контакт с SEC и что компания не согласна с юридической позицией регулятора. Пока Telegram анализирует варианты выхода из сложившейся ситуации, указано в письме, и, по информации человека, близкого к команде Telegram, вернется [к инвесторам] с новостями на этой неделе. Временный запрет действует десять дней, сообщил этот человек. Команда Telegram не ответила на просьбу «Ведомостей» о комментарии.
Основная претензия американского регулятора – в том, что он считает TON ценной бумагой, объясняет советник юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Роман Янковский: пока что можно по пальцам посчитать, когда SEC признавала токены не ценной бумагой, – например, так произошло с биткойном и эфириумом.
SEC – формальный институт и криптовалютным организациям сложно наладить с ним отношения, говорит управляющий партнер Da Vinci Capital Олег Железко: хотя Telegram старается быть открытой к регулятору компанией, всегда есть подозрения, что в систему попадут серые деньги.
Американское законодательство о ценных бумагах рассматривает их широко: не как ограниченный перечень документов, а как любой инструмент, посредством которого кто-то привлекает деньги, взамен обещая часть прибыли, объясняет юрист.
Telegram проводил pre-ICO через заключение инвестиционного контракта с квалифицированными инвесторами, продолжает Янковский, что позволило команде Дурова применить льготу 506 (c), разрешающую не регистрировать выпуск.
Что же касается самого токена, то он не предполагался ценной бумагой, поэтому его выпуск компания и не собиралась регистрировать. Команда Дурова собрала около $1,7 млрд, из которых около четверти внесли инвесторы из США.
SEC не согласилась с позицией компании: по иску, регулятор недоволен тем, что не будет проводиться AML- и KYC-идентификация пользователей (AML, anti-money laundering, антиотмывочная; KYC, know your customer, установление личности или юридического лица покупателя); кроме того, тем, что Telegram выпускает большую партию Gram на рынок через инвесторов и напрямую, но пока на нее ничего нельзя купить и она не признана ни в одной юрисдикции. Регулятор также предполагает, что инвесторы уверены, будто вкладывают деньги в совместное предприятие, объединяющее TON и мессенджер Telegram, а не просто инвестируют в криптовалюту. Таким образом, SEC считает, что покупатели Gram будут действовать с инвестиционными целями.
Кейс биткойна и эфириума уже не повторить, новые криптовалюты делаются по другим стандартам, а SEC их не приемлет, считает Янковский, так что подачу иска регулятор еще должен будет аргументировать в суде.
Временный судебный запрет появился, но это еще не означает, что компания что-то нарушила: он нужен, чтобы на время разбирательства предотвратить нарушения законодательства, считает основатель Tokenomica Артем Толкачев. Если Telegram докажет, что никакого нарушения с его стороны не было, все его расходы могут быть взысканы с регулятора, но обычно в США подобные кейсы заканчиваются сделкой, знает он.
Сейчас многое зависит от действий Павла Дурова, вероятнее всего, он попробует договориться с SEC, считает собеседник «Ведомостей», близкий к команде Telegram. В случае если у компании не получится договориться с регулятором, она вряд ли станет выпускать токены вне рынка США, полагает он.
Если SEC удастся добиться запрета, тем самым будет создан прецедент, которым при необходимости смогут воспользоваться регуляторы прочих стран, особенно англосаксонской правовой семьи, и дальнейшее продвижение платформы может быть затруднено, полагает партнер Taxology Михаил Успенский.
Появление такого запрета за две недели до даты, когда начнется распределение токенов инвесторам, наталкивает на мысли, что это скоординированная акция, цель которой – создать проблемы Telegram, считает Толкачев. Пока есть недопонимание, в чем проблема, поскольку предварительно токен Gram был квалифицирован в качестве криптовалюты, в том числе некоторыми американскими биржами, замечает он.
Значительная часть мировой финансовой элиты не сильно обрадована появлением новой независимой платежной системы, говорит Успенский, и тем или иным путем попытается воспрепятствовать ее запуску. Внезапные претензии SEC еще больше подогревают такие версии, тем более что со стороны TON уже дважды подавались уведомления в SEC – и тогда у регулятора никаких претензий не возникло.
Согласно распоряжению о продаже токенов Telegram («Ведомости» ознакомились с копией документа, такие положения есть в документе, который получал от Telegram один из собеседников «Ведомостей») у получателя токенов не будет ни права голоса, ни дивидендов, ни интеллектуальной собственности. Но если до 31 октября платформу не запустят, инвесторы могут направить Telegram судебный иск, предупреждает Янковский. В договоре есть пункт о форс-мажорных обстоятельствах, который распространяется на действия государственных органов, включая регуляторов. Он сформулирован нечетко: форс-мажор позволяет отказаться, прежде всего, от имплементации TON в Telegram, а не от выпуска токенов вообще, объясняет Янковский.
В договорах такого уровня пункт о форс-мажоре имеется почти всегда, знает Успенский, – в зависимости от договоренностей с инвесторами положение о форс-мажоре, вероятно, сможет защитить платформу TON, даже если она не запустится к 31 октября: пока идет судебное разбирательство, длится и форс-мажор.
В случае если инвесторы захотят решать вопрос через суд, то им, согласно распоряжению о купле-продаже токенов Telegram, придется делать это в Лондонском арбитражном суде. Лондонский международный арбитражный суд (LCIA), рассказывает партнер юридической фирмы Buzko Legal Роман Бузько, – это один из самых популярных институтов для разрешения инвестиционных споров: туда могут пойти только самые крупные инвесторы, потому что расходы на судебное производство будут большие. Изменить место рассмотрения спора – малоперспективный вариант, судиться можно будет только в лондонском арбитраже, заключает Успенский.
В подготовке статьи участвовали Екатерина Литова и Алена Сухаревская.