«Ростелеком» и ВТБ могут стать единым игроком на рынке больших данных

К своим они могут добавить данные из ритейла, страхования и рекламы
«Ростелеком» и ВТБ будут партнерами по большим данным (на фото слева направо их президенты Михаил Осеевский и Андрей Костин)
«Ростелеком» и ВТБ будут партнерами по большим данным (на фото слева направо их президенты Михаил Осеевский и Андрей Костин) / PhotoXPress

«Ростелеком» и ВТБ думают о создании платформы обмена большими данными, сообщил «Ведомостям» президент госоператора Михаил Осеевский и подтвердил первый зампред правления ВТБ Дмитрий Олюнин. От других комментариев оба отказались, представители сторон заявили, что раскрывать подробности проекта еще рано. Его партнеры скоро будут тесно связаны: в результате запланированной консолидации 100% Tele2 у «Ростелекома» 17% госоператора достанутся ВТБ, объявлял ранее президент госбанка Андрей Костин.

Будущие партнеры собираются обмениваться данными и обрабатывать их, объединив разные данные о клиентах в пользовательские профили, рассказал «Ведомостям» человек, знающий о подробностях проекта от нескольких его потенциальных участников. Например, в системе может быть информация о поле и возрасте человека, его покупках, предпочтениях, доходе, передвижениях, перечисляет собеседник «Ведомостей», хотя сценарии использования объединенных данных еще не проработаны. Конечно, есть идеи оценивать с их помощью кредитоспособность человека, разрабатывать методики привлечения и удержания клиентов, но этим возможности использования столь крупной базы не исчерпываются, отмечает он. Партнеры хотят создать платформу наподобие WeChat, рассказал другой человек, слышавший об этом от топ-менеджера ВТБ, – единую систему, в которой можно будет оплачивать товары и услуги с помощью единого приложения на мобильных телефонах, более функциональную и гибкую, чем система быстрых платежей.

В ближайшие годы разные компании и государства будут узнавать и собирать о человеке всё: что покупал, с кем общался, как себя чувствовал, говорил ранее директор по монетизации данных группы «Тинькофф» Евгений Исупов. Можно влиять на политику, настраивать на покупку определенных товаров, стимулировать человека все больше рассказывать о себе на разных платформах, перечислял партнер KPMG Николай Легкодимов.

Четыре собеседника «Ведомостей», знающих об этом от разных сторон будущей сделки – «Ростелекома» или ВТБ, – утверждают, что партнеры уже пытаются вовлечь в проект других поставщиков данных, преимущественно это компании, связанные с ВТБ или «Ростелекомом». Все четверо говорят, что данными поделится «Магнит» (на 18,3% принадлежит ВТБ, представитель ритейлера не ответил на запрос «Ведомостей»). Трое указывают на Tele2 (сейчас у «Ростелекома» уже 45% акций) – представитель оператора подтвердил, что он может стать участником проекта, отказавшись от других комментариев. Два человека слышали от ВТБ и «Ростелекома» об участии в проекте «Почта банка» (49,99% – у ВТБ). По одному человеку слышали от сторон о переговорах со страховой компанией «Согаз», которая на 10% принадлежит ВТБ, группой ПИК (на 23,1% у ВТБ), а также с «Национальной медиа группой», «Почтой России» и X5 Retail Group – госбанка и госоператора нет среди их совладельцев; подтвердить информацию о переговорах с ними не удалось. Представитель «Согаза» (владеет «ВТБ страхованием») отказался от комментариев, остальные компании не ответили на запросы «Ведомостей».

$3 трлн

может составить экономический эффект от объединения всех данных в мире к 2020 г., подсчитывали аналитики McKinsey. За 2017–2019 гг. доля компаний, создающих партнерства по обмену данными, выросла с 21 до 40%, указывают они

Подобие таких объединений уже есть. Например, в группу МТС входит сам мобильный оператор, «МТС банк», крупная непродовольственная розничная сеть (почти 5900 салонов на август 2019 г.) и еще несколько направлений – ТВ, развлекательные сервисы, заявляет представитель МТС. Анализ больших данных МТС позволил ее банку увеличить выдачу кредитов на 98% во II квартале 2019 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года, а за первые полгода 2019 г. – на 114%, приводит он пример. Все данные пользователей находятся внутри единой экосистемы, а значит, надежно защищены, уверяет представитель МТС.

Чем больше партнеров объединится, тем больше вероятность создать конкурента экосистеме Сбербанка и другим крупным проектам с использованием больших данных, указывает один из собеседников, знающий о проекте сразу от нескольких возможных участников. Но для конкуренции со Сбербанком ВТБ нужно много партнеров – по результатам 2018 г. у ВТБ было 12,3 млн клиентов – физических лиц против 92,8 млн у Сбербанка. У Tele2 на 2018 г. было 42,3 млн абонентов – среди крупнейших операторов она занимает последнее, 4-е место, но лишь у нее растет абонентская база. У «Ростелекома» 13 млн абонентов с широкополосным доступом в интернет, 10,2 млн абонентов платного телевидения, 1,2 млн абонентов мобильного виртуального оператора (все данные без учета возможного пересечения баз операторов и банков. – «Ведомости»).

Представитель Сбербанка не ответил на запрос «Ведомостей».

Использование больших данных сейчас ограничено из-за отсутствия правовых механизмов обмена ими, замечает представитель Ассоциации рынка больших данных. Сейчас каждый из перечисленных партнеров собирает данные, предупреждая пользователей о своих целях, и механически объединить базы нельзя, объясняет управляющий партнер консалтинговой компании «Емельянников, Попова и партнеры» Михаил Емельянников. Но партнеры могут поменять пользовательские соглашения, включив в них пункт о передаче данных в единую систему и указав цели такой передачи. Если среди них будет рассылка маркетинговых предложений, то пользователю должна быть предоставлена возможность отказаться от такой рекламы, заключает юрист. Директор по развитию розничного бизнеса «Росгосстрах банка» Марина Дембицкая тоже видит защиту персональных данных среди основных рисков проекта: с одной стороны, максимального эффекта можно добиться, персонализируя большие данные, с другой – нужно обеспечить полное соблюдение прав граждан и закона о персональных данных.

«Ростелеком» и ВТБ собираются привязывать данные о клиентах не к их персональным данным – таким, как фамилия и имя, – а к абстрактному ID, чтобы не было проблем с регулированием, парирует человек, знающий о проекте от разных его сторон. Использовать персональные данные партнеры не собираются, подтверждает собеседник, знающий об этом от одного из партнеров.

Правовые проблемы все же могут возникнуть, предупреждает Емельянников: начиная с 2016 г. суды признают неправомерным использование анонимизированного профиля пользователя, позволяющего определить его взгляды, предпочтения и другие характеристики, если человек не был поставлен в известность. Исключение делается только для аналитики, исследований и сбора статистики. Впрочем, эта проблема может быть решена – исполнителям нацпроекта «Цифровая экономика» поручено разработать регулирование оборота больших данных и поправки в законодательство о персональных данных, в том числе упрощающие использование анонимизированных сведений.

Исправленная версия. Уточнена доля ВТБ в группе ПИК