В России продается все меньше ноутбуков

Даже рост их средней стоимости не спасет производителей от потерь
Даже рост средней стоимости ноутбуков не спасет производителей от потерь
Даже рост средней стоимости ноутбуков не спасет производителей от потерь / Максим Стулов / Ведомости

За первые восемь месяцев 2019 г. продажи ноутбуков упали на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., согласно данным исследовательской компании GFK. Если с января по август 2018 г. было продано 1,56 млн ноутбуков, то за аналогичный период 2019 г. – только 1,37 млн. Денежные потери производителей ноутбуков еще больше: в прошлом году выручка от продажи ноутбуков выросла на 19,4% и составила $875 млн, а в 2019 г. упала на 13% до $761 млн.

При этом средняя цена устройства растет, говорит генеральный директор российского подразделения Acer Дмитрий Кравченко. За первые восемь месяцев 2019 г. средняя цена гаджета составила $552, а в августе – $567. На российском рынке ноутбуков наблюдается такая же тенденция, как и на рынке смартфонов: в штуках их продают меньше, но покупатели выбирают технику подороже, сказал генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков: качественные ноутбуки прослужат дольше. Рынок ноутбуков уже зрелый и новых пользователей практически нет, сейчас люди покупают устройства на замену, объясняет Кравченко.

По данным GFK, увеличились продажи двух категорий ноутбуков: трансформеров и ультратонких (толщина ноутбука – до 18 мм). Еще в одной категории – игровые ноутбуки – продажи в штуках упали на 9,6%, однако средняя цена на устройство выросла в среднем на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. и на 8,8% в августе 2019 г.

Позитивный тренд в игровом сегменте может быть связан с выходом новой графики NVIDIA GeForce RTX, рассказывает руководитель пресс-службы Asus Кирилл Погорелов. Снижение может быть связано не только с большой закредитованностью населения и общей экономической ситуацией в стране, но также с небольшим количеством высокобюджетных игр, новая волна которых должна появиться ближе ко второй половине следующего года, добавляет он.

По оценкам группы «М.видео-Эльдорадо», российский рынок ноутбуков в январе – августе без учета b2b-продаж составил чуть менее 1,5 млн устройств общей стоимостью 55,3 млрд руб., что меньше на 12% в штуках и 4% в денежном выражении. При этом средняя цена гаджета увеличилась на 10% и находится на уровне 30 000 руб., на ее увеличение влияет спрос на игровые ноутбуки, добавили в компании. Среди производителей в топ-5 в штучных продажах входят Lenovo, HP, Asus, Acer и Apple, говорит представитель ритейлера.

В группе «Связной-Евросеть» подтвердили данные по увеличению средней цены на гаджеты на 10% в сравнении с прошлым годом, там среднюю стоимость устройства оценивают в 39 000 руб. Рост средней цены на устройство связан с покупкой более дорогостоящей техники, предназначенной для игр и работы в графических редакторах, рассказал вице-президент по продажам Давид Борзилов.

По данным собеседника «Ведомостей», знакомого с полными результатами исследования GFK, доли производителей ноутбуков на российском рынке перераспределились: доля Acer на рынке ноутбуков-трансформеров выросла на 9,9%, а доля российской компании Prestigio на рынке ультратонких компьютеров сократилась на 25,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Недорогие (около 10 000 руб.) ноутбуки от Prestigio были дотационным сегментом Microsoft, рассказал собеседник «Ведомостей»: они захватили долю рынка в 2018 г. и таким образом боролись с рынком устройств с нелегальной операционной системой Microsoft, но в 2019 г. дотации снизились. На рынке игровых ноутбуков доля Acer увеличилась на 6,2%, а доля Asus сократилась на 4,5%.

Даже рост средней стоимости ноутбуков не спасет производителей от потерь

Дисклеймер: в статью внесены уточнения по поводу источника данных по долям производителей ноутбуков