В России продается все меньше ноутбуков
Даже рост их средней стоимости не спасет производителей от потерьЗа первые восемь месяцев 2019 г. продажи ноутбуков упали на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., согласно данным исследовательской компании GFK. Если с января по август 2018 г. было продано 1,56 млн ноутбуков, то за аналогичный период 2019 г. – только 1,37 млн. Денежные потери производителей ноутбуков еще больше: в прошлом году выручка от продажи ноутбуков выросла на 19,4% и составила $875 млн, а в 2019 г. упала на 13% до $761 млн.
При этом средняя цена устройства растет, говорит генеральный директор российского подразделения Acer Дмитрий Кравченко. За первые восемь месяцев 2019 г. средняя цена гаджета составила $552, а в августе – $567. На российском рынке ноутбуков наблюдается такая же тенденция, как и на рынке смартфонов: в штуках их продают меньше, но покупатели выбирают технику подороже, сказал генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков: качественные ноутбуки прослужат дольше. Рынок ноутбуков уже зрелый и новых пользователей практически нет, сейчас люди покупают устройства на замену, объясняет Кравченко.
По данным GFK, увеличились продажи двух категорий ноутбуков: трансформеров и ультратонких (толщина ноутбука – до 18 мм). Еще в одной категории – игровые ноутбуки – продажи в штуках упали на 9,6%, однако средняя цена на устройство выросла в среднем на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. и на 8,8% в августе 2019 г.
Позитивный тренд в игровом сегменте может быть связан с выходом новой графики NVIDIA GeForce RTX, рассказывает руководитель пресс-службы Asus Кирилл Погорелов. Снижение может быть связано не только с большой закредитованностью населения и общей экономической ситуацией в стране, но также с небольшим количеством высокобюджетных игр, новая волна которых должна появиться ближе ко второй половине следующего года, добавляет он.
По оценкам группы «М.видео-Эльдорадо», российский рынок ноутбуков в январе – августе без учета b2b-продаж составил чуть менее 1,5 млн устройств общей стоимостью 55,3 млрд руб., что меньше на 12% в штуках и 4% в денежном выражении. При этом средняя цена гаджета увеличилась на 10% и находится на уровне 30 000 руб., на ее увеличение влияет спрос на игровые ноутбуки, добавили в компании. Среди производителей в топ-5 в штучных продажах входят Lenovo, HP, Asus, Acer и Apple, говорит представитель ритейлера.
В группе «Связной-Евросеть» подтвердили данные по увеличению средней цены на гаджеты на 10% в сравнении с прошлым годом, там среднюю стоимость устройства оценивают в 39 000 руб. Рост средней цены на устройство связан с покупкой более дорогостоящей техники, предназначенной для игр и работы в графических редакторах, рассказал вице-президент по продажам Давид Борзилов.
По данным собеседника «Ведомостей», знакомого с полными результатами исследования GFK, доли производителей ноутбуков на российском рынке перераспределились: доля Acer на рынке ноутбуков-трансформеров выросла на 9,9%, а доля российской компании Prestigio на рынке ультратонких компьютеров сократилась на 25,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Недорогие (около 10 000 руб.) ноутбуки от Prestigio были дотационным сегментом Microsoft, рассказал собеседник «Ведомостей»: они захватили долю рынка в 2018 г. и таким образом боролись с рынком устройств с нелегальной операционной системой Microsoft, но в 2019 г. дотации снизились. На рынке игровых ноутбуков доля Acer увеличилась на 6,2%, а доля Asus сократилась на 4,5%.
Дисклеймер: в статью внесены уточнения по поводу источника данных по долям производителей ноутбуков