Крупнейшие игроки рынка подготовят стратегию больших данных
Но упрощение доступа к информации может нарушать конфиденциальностьВ Минкомсвязи 2 сентября прошло обсуждение стратегии развития рынка больших данных, сообщил человек, знакомый ходом этого совещания, и подтвердил директор департамента Минкомсвязи Василий Слышкин. Стратегию разрабатывает Ассоциация участников рынка больших данных, объединяющая «Мегафон», «Ростелеком», «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, «Тинькофф банк», Газпромбанк и др. В пресс-службе ассоциации говорят, что разрабатывают стратегию до 2024 г. с Boston Consulting Group и рассчитывают представить финальный вариант осенью. Минкомсвязи назвало документ недостаточно проработанным, сказал человек, знакомый с ходом совещания.
В стратегии (копия ее презентации есть у «Ведомостей», подлинность содержания подтвердили в ассоциации) предлагается, в частности, позволить игрокам рынка делиться анонимными персональными данными друг с другом (например, об абонентах – с ритейлерами), а государству – с частными компаниями (например, видеозаписями камер наблюдения), начать государственную цифровизацию информации в релевантных для больших данных областях (например, о здоровье людей), создать стандарт для внедрения больших данных в госкомпаниях. Ассоциация предлагает также выделить места для экспериментов с ослабленным регулированием и привлечь к распространению результатов удачных экспериментов регуляторов (Минкомсвязи), а еще обеспечить инновационные команды доступом к труднодоступной отраслевой информации вроде эксплуатационных данных о сетях электроснабжения. Кроме того, ассоциация предлагает позволить пользователям одновременно и дистанционно давать согласие на использование их данных в нескольких целях.
По подсчетам ассоциации, массовое внедрение технологий на основе больших данных обеспечит 0,3% роста ВВП, или 2,9 трлн руб., до 2024 г.
Разработано несколько законопроектов о больших данных, напоминает директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович: авторства самого ФРИИ, под программу «Цифровая экономика», законопроект Совета Федерации. Ни один из них не внесен, но в них единое понимание: нужно разделить персональные данные как таковые и данные, потерявшие связь с субъектом, – те, что по природе своей носят в большей степени статистический характер, и такое разделение откроет перед бизнесом прекрасные возможности. Обсуждения темы идут не только в Минкомсвязи, но и на площадке АНО «Цифровая экономика», говорит она.
«Ограничивать сегодня, как пытаются делать очень многие, доступ к данным, наверное, совершенно бессмысленно. Сегодня весь мир бьется в попытке найти «золотое правило» регулирования персональной информации». Цитата по ТАСС
Компании, входящие в ассоциацию, – крупнейшие держатели персональных данных в стране, понятен их интерес к развитию регулирования этой сферы, говорит директор группы консультирования в области IT KPMG в России и СНГ Алена Дробышевская. Упрощение доступа к редким категориям больших данных, таким как аудио и видео с камер, эксплуатационным данным электросетей, возможность обмениваться анонимными данными и т. д. позволят монетизировать информацию, создавая дорогостоящие продукты, но должно сопровождаться адекватной защитой информации от неблагонадежных людей, говорит она.
2,9 трлн руб. прироста ВВП – преувеличение, говорит директор департамента фонда «Сколково» Сергей Израйлит: во-первых, цифровизация некоторых отраслей, например торговли, в целом снижает наценку и, как следствие, ВВП. Так что польза от обработки больших данных в таких секторах скорее в снижении цен на товары, чем в росте ВВП. А во-вторых, снятия указанных барьеров совершенно недостаточно для описываемых эффектов – например, в промышленности, медицине и ЖКХ для получения пользы от больших данных требуются цифровые модели и серьезная математика, инвестировать в которую есть смысл при большом спросе, заключает он.