Киносеть «Каро» откроет магазины с комиксами

Эти рисованные истории становятся популярными в России
Marvel (принадлежит Disney) и DC Comics (входит в Warner Bros.) – самые известные в мире издатели комиксов
Marvel (принадлежит Disney) и DC Comics (входит в Warner Bros.) – самые известные в мире издатели комиксов / MARVEL

Сеть кинотеатров «Каро» в ближайшие полгода откроет внутри своих кинотеатров пять магазинов, где будет продавать комиксы и лицензионные товары по мотивам кинофраншиз Marvel и DC Comics, а также других популярных фильмов и сериалов. Об этом «Ведомостям» рассказала президент «Каро» Ольга Зинякова. Партнером сети по проекту станет интернет-магазин Not Stuff Toys, с которым «Каро» в качестве эксперимента открыла первую точку в сентябре 2018 г. в кинобаре своего московского кинотеатра «Октябрь».

Очевидно, что популярность культуры комиксов и супергероев в России растет, эти книги и сопутствующие лицензионные товары интересны людям, которые смотрят фильмы по вселенным Marvel и DC Comics, объясняет Зинякова. Самые востребованные товары у покупателей Not Stuff Toys связаны с такими персонажами, как Человек-паук, Железный человек, Танос и другие герои Marvel, говорит основатель интернет-магазина Михаил Рыбалко.

Marvel (принадлежит Disney) и DC Comics (входит в Warner Bros.) – самые известные в мире издатели комиксов, по их историям за последние годы было снято множество киноблокбастеров. Так, пять из 10 самых кассовых картин 2018 г. в США основаны на их комиксах, а еще один – мультфильм «Суперсемейка-2» – вдохновлен комиксами 1960-х гг. (данные BoxOfiiceMojo). В России в прошлом году фильмы с героями комиксов заняли четыре позиции в топ-10, лидером проката стала третья часть франшизы Marvel «Мстители» со сборами 1,9 млрд руб. (данные «Бюллетеня кинопрокатчика»).

Бумажные комиксы также набирают популярность в России, подтверждают издатели. Сейчас комиксы, как переводные, так и отечественных авторов, в России выпускают около 30 компаний, в том числе входящее в группу «Эксмо-АСТ» издательство «Комильфо» (издает комиксы Marvel) и «Азбука-Аттикус» (издает истории DC Comics).

В 2018 г. жители России потратили на покупку бумажных комиксов 600–800 млн руб., оценивают президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, а также сооснователь издательства Jellyfish Jam и магазина комиксов «Чук и Гик» Василий Кистяковский. Это около 1% книжного рынка страны. Всего, по данным «Эксмо-АСТ», в прошлом году россияне купили книг на 86 млрд руб. Но спрос на комиксы быстро растет, указывает Новиков, по его оценке, за три года продажи в этом сегменте увеличились примерно в 2 раза и такие темпы роста сохранятся в ближайшие годы. Гендиректор издательской группы «Азбука-Аттикус» Леонид Шкурович и Кистяковский прогнозируют более скромный рост – 12–15% в год. «Культура потребления комиксов в России пока мало развита, крупные издатели, у которых есть деньги на рекламу, могли бы поспособствовать популярности этого жанра своими маркетинговыми акциями», – рассчитывает Кистяковский.

Владимир Мединский
министр культуры

«Комиксы – это для тех, кто плохо умеет читать. Но взрослому человеку читать комиксы – это признаться, что «я дебил, я читаю комиксы*», – передало 4 сентября цитату министра культуры Владимира Мединского агентство «Москва» (*Позднее цитата была исправлена: «...взрослому человеку читать комиксы мне кажется убожеством»).

В мире классические комиксы больше всего популярны в США и Франции, где их продажи в 2018 г. составили $1 млрд (данные ICv2) и $580 млн (данные GfK) соответственно. Но при всей популярности комиксов в США регулярно их читают не больше 2% взрослых американцев.

По данным «Невафильм Research», «Каро» – четвертая по размеру киносеть в России, у нее 32 кинотеатра с 250 кинозалами. Из-за нестабильных сборов фильмов бизнес кинотеатров все больше зависит от альтернативных источников доходов, прежде всего от продажи попкорна и напитков зрителям. Экономика сейчас не очень располагает к большим рискованным проектам, рассуждает Зинякова, с другой стороны, очевидно, что рынок двигают новые идеи и решения: «А комиксы и лицензионные товары по ним, в том числе игрушки, – тот редкий товар, который связан с фильмами и интересен кинозрителям, но при этом не каннибализирует продажи в кинобарах». Рыбалко и Зинякова не раскрывают финансовые показатели продаж комиксов в «Октябре», лишь уточняют, что это пока небольшой, но уже прибыльный проект.

Продажа в кинотеатрах комиксов и лицензионной продукции – мировая практика, указывает гендиректор лицензионного агентства Megalicense Захар Назаренко, у американских кинотеатров на долю таких товаров приходится до 20% выручки. В России такие проекты будут жизнеспособны только в случае долгосрочных инвестиций кинотеатров в культуру потребления комиксов, считает он.