Россияне стали меньше созваниваться по мобильным телефонам

С развитием сетей в регионах их жители переходят в мессенджеры вслед за москвичами
Пользователи все чаще предпочитают обычным звонкам общение в социальных сетях и мессенджерах
Пользователи все чаще предпочитают обычным звонкам общение в социальных сетях и мессенджерах / Максим Стулов / Ведомости

В России впервые с 2011 г. (более ранней статистики нет) на протяжении двух кварталов падает мобильный голосовой трафик. В I квартале 2019 г. россияне наговорили на 2,8% минут меньше, чем годом ранее, во втором падение ускорилось до 4%, следует из статистики Минкомсвязи. Всего за шесть месяцев 2019 г. россияне наговорили 219,1 млрд минут против 228,2 млрд минут годом ранее.

В прошлом году голосовой трафик в мобильных сетях России оставался практически стабильным: 455,9 млрд минут против 455,8 млрд в 2017 г., но в Москве начал падать: 63,3 млрд минут – на 0,6% меньше, чем годом ранее. В этом году падение продолжается: за полгода москвичи наговорили 29,2 млрд минут против 31,5 млрд минут за первое полугодие 2018 г. (-7,2%).

Голосовой трафик снижается не первый год, говорит представитель «Вымпелкома» (бренд «Билайн»). Пользователи все чаще предпочитают обычным звонкам общение в социальных сетях и мессенджерах, поэтому растет передача интернет-трафика, и именно доходы от этой услуги вносят основной вклад в общую мобильную выручку. Во II квартале 2019 г. MOU (minutes of use – количество потраченных абонентом минут) снизился на 5,8% до 305 минут. Другие операторы не раскрывают этот показатель.

Многие пользователи, особенно в регионах, по-прежнему использовали голосовую связь для звонков – качество сети просто не позволяло разговаривать в мессенджерах, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но за последние два года все операторы активно запускали сети LTE Advanced во многих регионах и у людей появилась возможность использовать интернет не только для того, чтобы открывать сайты, но и для звонков – это сказалось и на статистике, указывает Кусков. В Москве же, где лучшее в стране качество сигнала, пользователи раньше начали отказываться от традиционных звонков, добавляет он.

Голосовой трафик не мог расти бесконечно и сейчас рынок достиг потолка, кроме того, падение трафика всегда сопровождает периоды экономической стагнации, в котором мы находимся уже более года, указывает управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. Ну и, конечно, люди стали говорить в WhatsApp: набралась критическая масса пользователей мессенджеров – например, дети, которые в принципе не пользуются телефонной связью, а только переписываются, подросли и изменили наконец баланс, рассуждает он.

При этом согласно статистике Минкомсвязи доходы операторов от услуг подвижной связи (в нее входит голосовой трафик, sms, а также услуги междугородного и международного роуминга) за полгода 2019 г. снизились на 6,9% (до 212 млрд руб.). Но падение замедлилось: в I квартале 2019 г. они сократились на 13%. Операторы не комментируют эту статистику.

Падение голоса не скажется на доходах операторов, уверен Кусков: они давно знают об этом тренде и предлагают пакетные тарифы, включающие, как правило, даже больше минут, чем выговаривают пользователи. Большинство тарифов операторов сегодня включают и голос, и мобильную передачу данных, поэтому падение потребления голоса напрямую не оказывает влияния на доходы операторов, подтверждает сотрудник оператора большой четверки.

Снижение использования голосовых услуг компенсирует рост мобильного трафика и развитие цифровых направлений экосистемы – системной интеграции, развлекательных сервисов, облачных технологий, интернета вещей, говорит представитель МТС Алексей Меркутов.

У «Вымпелкома» во II квартале 2019 г. наблюдался серьезный рост трафика, сообщил его представитель: порядка 5 ГБ на пользователя (на 46% больше, чем годом ранее).

«Мегафон» наблюдает снижение голосового трафика по России и в Москве, передал через представителя коммерческий директор Влад Вольфсон: все больше абонентов постоянно и осознано пользуются мобильным интернетом, в том числе говорят через мессенджеры. Тренд виден и в отчетности, указывает он: выручка «Мегафона» от всех услуг мобильной связи за полгода выросла на 4,3%, а от передачи данных – на 10,9%.

А вот в сети «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) голосовой трафик продолжает расти, причем в Москве – даже быстрее, указывает его представитель. Но вместе с тем потребление дата-трафика в сети Tele2 увеличивается: во II квартале 2019 г. число активных пользователей мобильного интернета увеличилось на 52% год к году, говорит представитель оператора.

Темпы роста передачи мобильного трафика в России также замедляются. По данным Минкомсвязи, в первом полугодии 2019 г. он вырос на 50% до 6,8 млрд Гб, тогда как год назад рост составил 61%, а в 2017 г. – почти 84%.

Интернет-трафик уже практически не растет в Москве и других городах-миллионниках, где давно запущены сети LTE Advanced, и продолжается лишь за счет новых регионов, где только появляется покрытие, позволяющее потреблять тяжелый контент, сказал Кусков. Ограничивают взрывной рост и сами тарифы операторов: большинство абонентов используют тарифы с ограничением мобильного трафика (20 Гб, 50 Гб).

Темпы роста мобильного трафика передачи данных хоть и замедляются, но остаются достаточно высокими для нынешнего уровня проникновения смартфонов и покрытия сетей 4G, отмечает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Скорее всего рост трафика продолжит замедляться до начала активного развертывания сетей 5G, полагает он.

Пользователи все чаще предпочитают обычным звонкам общение в социальных сетях и мессенджерах