ABBYY купила американского разработчика софта TimelinePI

Компания нацелилась на рынок аналитики бизнес-процессов
Сергей Портер / Ведомости
Сергей Портер / Ведомости

У разработчика систем распознавания текста ABBYY появилось новое направление бизнеса. Компания купила 100% американской TimelinePI – платформы по анализу бизнес-процессов, сообщили стороны. Сумму сделки они не раскрывают.

Технологии ABBYY собирают данные о бизнесе и автоматизируют работу с ними, а платформа TimelinePI позволяет замерять и анализировать бизнес-процессы – в режиме реального времени она информирует о производительности труда сотрудников и оценивает возможные риски для бизнеса, пояснил гендиректор российского офиса ABBYY Дмитрий Шушкин.

ABBYY – глобальный разработчик технологий работы с информацией, основанный в России в 1989 г. Давидом Яном. Она не чужда IT-рынку США: в 2016 г. стало известно, что она развивает стартап Findo, способный понимать запросы на естественном языке. Глобальную и российскую выручку ABBYY не раскрывает. Сейчас в структуре выручки ABBYY лидируют США и Европа, говорит Шушкин: они приносят около 60% доходов. По его словам, в России бизнес растет за счет корпоративных заказчиков из финансовой, энергетической и нефтегазовой отраслей. В 2018 г. рублевая выручка корпоративного направления ABBYY выросла на 63%. Одно из отличий в России от других региональных бизнесов ABBYY – образовательные проекты, на которые приходится до 10% региональной выручки, уточнила представитель ABBYY. Технологии ABBYY используются для проведения ЕГЭ и ОГЭ.

Анализ бизнес-процессов только начинает развиваться в России, но спрос на такие инструменты растет, уверен Шушкин. С их помощью банки смогут упростить регистрацию и одобрение кредитов, а медицинские компании – быстрее обслуживать пациентов, приводит примеры Шушкин. Технология также востребована среди телекоммуникационных и металлургических компаний, добавляет руководитель группы повышения операционной эффективности KPMG в России и СНГ Елена Устюгова. По данным KPMG, в 2019 г. более половины крупных российских компаний или протестировали технологию, или планируют такой проект до конца года.

Несколько пилотных проектов по автоматизации бизнес-процессов уже провел Альфа-банк, рассказал его представитель. Их результаты помогли определить, за счет чего повышать эффективность операционных процессов банка, и он продолжит автоматизацию, уверяет он.

Также решения для бизнес-аналитики используют российские операторы связи. МТС анализирует бизнес-процессы в скоринге для финтех-продуктов и для повышения производительности труда в розничной сети. МТС рассчитывает широко внедрить модель на базе технологий искусственного интеллекта в управление компанией максимум за пять лет, указал ее представитель. «Мегафон» тоже использует технологию для повышения внутренней операционной эффективности, добавляет его представитель. Tele2 внедрила систему, копирующую бизнес-процессы предприятия. С ней работает система машинного обучения, которая вырабатывает оптимальные стратегии и тактические шаги, а менеджменту нужно лишь оценивать результаты и корректировать параметры, рассказал представитель оператора.

В 2018 г. мировой рынок интеллектуальных решений и методов аналитики бизнес-процессов достиг $160 млн, ссылается ABBYY на оценку Gartner. Аналитики Research and Markets прогнозируют, что к 2023 г. он достигнет $1,42 млрд и будет ежегодно расти более чем на 50%.

TimelinePI изначально была представлена только на рынке США, поясняет директор по развитию продуктов интегратора «Рамакс» Николай Ситников. Класс этих решений изначально зародился в Европе, а США вместе с Россией оказались в положении догоняющих, уточняет он.

Управляющий партнер iTech Capital Алексей Соловьев оценивает TimelinePI в $20 млн. По данным базы стартапов Crunchbase, годовая выручка компании составляет $5 млн. Средний мультипликатор к выручке подобных компаний составляет 8,5, но для этой сделки он мог быть вдвое ниже, рассуждает Соловьев. Во-первых, компания не «перекормлена» деньгами инвесторов: у нее был всего один раунд на сумму в $0,5 млн. Во-вторых, вряд ли ABBYY затеяла бы такую необычную для себя сделку, не получив экстравыгодных условий, считает инвестор.