Онлайн-кинотеатры отделят метками от пиратов
Так пользователи будут выбирать легальные площадки, рассчитывают чиновникиИнтернет-пользователи с одного взгляда смогут отличать легальные онлайн-кинотеатры от пиратских сайтов, для этого в поисковиках у легальных площадок появится специальная отметка. Такую поправку в закон о кинематографии подготовил Минкульт, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких медиакомпаний. «Мы рассчитываем, что таким образом пользователи будут делать более осознанный выбор не в пользу пиратов, а в пользу легальных площадок», – объясняет директор департамента кинематографии Минкультуры Ольга Любимова.
К идее меток продюсеры, интернет-компании и чиновники пришли после долгих споров о том, как ограничить пиратов в поисковой выдаче. Этим ограничениям посвящена новая версия антипиратского закона, который готовится на площадке Роскомнадзора и профильного объединения – Медиа-коммуникационного союза. Параллельно эта же тема стала предметом торга при подготовке законопроекта о подсчете онлайн-просмотров контента, который готовит Минкульт, рассказали собеседники «Ведомостей».
Зачем считать кино
Продюсеры и чиновники намерены обязать все видеосервисы рунета отчитываться о просмотрах фильмов, так же как традиционные кинотеатры. Все больше зрителей смотрят сериалы и фильмы в онлайн-кинотеатрах, через сервисы Apple и Google, и доходы видеосервисов быстро растут.
Сервисы, которые начнут передавать данные о просмотрах, будут перечислены в специально создаваемом Минкультом реестре легальных площадок, знают три собеседника «Ведомостей», они и получат специальную метку в поисковиках. Такие поправки, по их словам, войдут в законопроект об учете онлайн-просмотров.
Аналогичные метки – синяя галочка со словами ЦБ РФ – в 2017–2018 гг. появились в поисковой выдаче «Яндекса» напротив сайтов банков, микрофинансовых и страховых компаний. В российской версии Google и поисковике Mail.ru таких отметок нет.
Онлайн-кинотеатры учету просмотров сопротивлялись – структура сделок по интернет-правам более сложная, чем у обычных кинотеатров, заметная часть российского контента, например, покупается не на условиях разделения доходов, а за фиксированное вознаграждение, указывали они. Детали просмотра контента подписчиками – критично важная информация для видеосервисов, объясняли их сотрудники, раскрытие ее рынку, в том числе конкурентам, вредит бизнесу.
После того как продюсеры не смогли договориться с видеосервисами об обмене большим количеством данных, они решили использовать административный ресурс в виде Минкульта. В марте продюсеры и министр Владимир Мединский рассказали об этой идее премьеру Дмитрию Медведеву и получили его поддержку. В обмен на вынужденное согласие на передачу данных видеосервисы добились от чиновников обещания жестко ограничить выдачу ссылок на пиратские сайты в поисковиках, рассказывали сотрудники медиакомпаний и подтверждал Мединский. Обсуждалась другая идея: приоритетная выдача легальных сайтов в поисковиках. Но при разработке поправок в Минкульте вопрос очищения поисковиков от пиратов был задвинут, жаловались «Ведомостям» сотрудники видеосервисов. Метки в поисковиках не компенсируют им передачу данных, уверены они.
Сознательные пользователи
Вряд ли многие пользователи проявят особую сознательность при выборе ссылки в поисковике для просмотра, эффект от меток будет нулевой или минимальный, опасаются сотрудники видеосервисов. Не в восторге и продюсеры. Это лишь промежуточный вариант, необходимо удаление пиратских ссылок из поисковиков, категоричен председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов. О необходимости удаления пиратов из поисковиков говорит и основатель продюсерской компании Starmedia Владислав Ряшин, признавая, что на часть пользователей метки повлияют: «Мы видим на собственном опыте: если правильно дистрибутировать легальный контент, то пользователи голосуют переходами. Чем сильнее мы будем усложнять жизнь пиратам, тем больше они будут проигрывать в сервисе и тем очевиднее будет разница с легальными площадками».
Необходимо выработать единые критерии для отметки площадок и применять это требование ко всем поисковикам, работающим в России, говорит представитель «Яндекса». Представитель Google не ответил на запрос.