S7 раскрыла экономический эффект от блокчейна

Технология позволила увеличить продажи билетов
Пока агенты не слишком доверяют новой технологии, но для S7 важно быть технологическим первопроходцем
Пока агенты не слишком доверяют новой технологии, но для S7 важно быть технологическим первопроходцем / Евгений Егоров / Ведомости

С начала 2019 г. авиаперевозчик S7 Group с помощью специальной блокчейн-платформы продал билетов на 245 млн руб., рассказал «Ведомостям» представитель авиакомпании. Продажи идут через подключившихся к системе расчетов блокчейн новых агентов, ранее не работавших с S7, а также тех, кто раньше уже работал с авиаперевозчиком через посредника и теперь подключился к блокчейн-расчетам напрямую, поясняет замдиректора S7 по информационным технологиям Павел Воронин.

Вторая категория агентов сейчас продает больше билетов, чем раньше, поскольку им не приходится платить комиссию агенту-посреднику и у них нет ограничения по количеству билетов на сумму банковской гарантии или депозита, объясняет Воронин. Экономический эффект от работы платформы с начала 2019 г. до конца июля составил 100 млн руб., подсчитывает Воронин. Под экономическим эффектом он понимает продажи билетов, которых без блокчейн-платформы бы попросту не было. За 2019 г. дополнительный доход авиаперевозчика должен достичь 200 млн руб., надеется он.

Агенты рассчитываются через блокчейн, хотя сейчас тестируется система, когда можно совмещать блокчейн-платежи с традиционной системой расчетов.

Блокчейн-платформу S7 разрабатывал вместе с Альфа-банком.

С блокчейном агентам не нужно получать банковскую гарантию или хранить депозит в авиакомпании, чтобы гарантировать оплату за билеты. Система сама проверяет наличие средств у агента и переводит их авиакомпании, говорит Воронин. Сейчас взаиморасчеты происходят практически в реальном времени, тогда как раньше занимали 12–15 дней, указывает он.

Комиссия банка за обеспечение гарантии составляет от 2,5% до 4% от её суммы, указывает директор транзакционного бизнеса Альфа-банка Павел Рязанов. Без гарантии и депозита агенты получают больше ликвидности, а работая напрямую с авиакомпанией, получают билеты по более низким ценам.

Билетное агентство «ТМТ» тестирует блокчейн-платформу S7 с декабря 2018 г., а с апреля 2019 г. уже проводит через блокчейн все расчеты, рассказывает замдиректора агентства Нина Кулешова. «ТМТ» продает билеты только через физические точки продаж в Москве (их 30), а билетов S7 агентство ежемесячно реализует более чем на 10 млн руб., говорит она. Переход на блокчейн был интересен агентству в первую очередь с финансовой точки зрения, говорит Кулешова. Блокчейн позволил оперативнее получать квоту мест для продажи билетов пассажирам – раньше это делали сотрудники S7 по запросу, и иногда были сложности, когда в выходные нужно было увеличить квоты. А агентство получает дополнительную финансовую свободу для управления денежным потоком, отмечает она.

В масштабах общей выручки S7 рост продаж несущественен, указывает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. За 9 месяцев 2018 г. выручка ПАО «Авиакомпания «Сибирь» составила 110,8 млрд руб. (в декабре 2018 г. компания перестала быть публичной и прекратила раскрывать отчетность). Пока агенты не слишком доверяют новой технологии, но для S7 важно быть технологическим первопроходцем. Когда на блокчейн-расчеты перейдут крупные агенты, это даст плоды, говорит Пантелеев. Но для небольших агентств и других поставщиков блокчейн упрощает работу с перевозчиками и позволяет повысить маржинальность продажи билетов и дополнительных услуг, уверен эксперт.

Агентам, работающим напрямую с клиентами (например, кассам продаж), бывает сложно получить банковскую гарантию из-за проблем с отчетностью или недостаточным оборотным капиталом, отмечает основатель онлайн-агентства Biletix Александр Сизинцев. У самого Biletix есть обязательства по гарантиям перед S7 и на блокчейн-расчеты агрегатор не переходил, говорит он. Использование блокчейна в расчетах с агентами хорошая, хотя пока и несовершенная инициатива: в блокчейне деньги в момент транзакции уже должны быть на счету у агента, а онлайн-агентства проводят транзакции клиентов по картам, что требует времени (до суток), поэтому они не могут подключиться к системе, рассказывает Сизинцев.

Пока взаиморасчеты блокчейна S7 обеспечивает один банк, и если у агента нет счёта или средств в этом банке, то использовать блокчейн будет невозможно, подтверждает директор «Связной трэвел» Андрей Осинцев. Поэтому крупные агенты и онлайн тревел-агентства не пользуются технологией и оценить ее бизнес-эффект пока сложно, говорит он. Вот если бы в блокчейне участвовали несколько банков, которые могли бы подтвердить, что клиент перечислил деньги за оплату билета, это привлекло бы на платформу больше участников, отмечает Сизинцев.

Пока блокчейн S7 – единственный подобный проект среди российских авиакомпаний, но сейчас Альфа-банк работает над запуском блокчейнов и для других компаний, работающих в сегменте путешествий, говорит Рязанов.

Представитель «Аэрофлота» в мае прошлого года называл технологию блокчейн перспективной, но пока «не определяющей» для авиационной отрасли. Представитель авиакомпании не ответил на запрос «Ведомостей».

У S7 были другие эксперименты с блокчейном – например, в августе 2018 г. вместе с «Газпромнефть-аэро» компания запустила оплату топлива при заправке воздушных судов. Но эффективность этого проекта компания не раскрывает.