Операторы связи подключаются к поиску пропавших людей
Они делают рассылки по возможным свидетелям происшествий и потенциальным волонтерамОператоры добавляют услуги для помощи поисково-спасательным организациям. «Мегафон» провел пилотный проект «Мегафон поиск» с поисковым отрядом «Лиза Алерт», рассказали представитель оператора и координатор добровольческого поисково-спасательного отряда Олег Леонов. Суть в поиске потенциальных свидетелей при пропаже: «Мегафон» задает район поиска человека по последним свидетельствам «Лизы Алерт» о его местонахождении и рассылает сообщения с описанием человека абонентам, которые были в районе поиска пропавшего примерно в то же время. За время пилотного проекта – с марта этого года – «Мегафон» провел 60 рассылок, после всех пропавшие были найдены, заявили Леонов и представитель оператора.
Сообщения получают только абоненты, согласившиеся на получение информационных материалов при оформлении договора с оператором, отмечает представитель «Мегафона»: если человек хочет подписаться на рассылку о пропавших, он может дать согласие на нее в салоне «Мегафона». Среднее количество номеров, участвовавших в одной рассылке, – около 1000, минимальное – около 30, чтобы сформировать список рассылки и провести ее по выбранным номерам, нужно несколько минут, добавляет представитель «Мегафона». Расходы на рассылки для пилотного проекта «Мегафон» взял на себя, отметил его представитель.
В случае с поиском людей законодательство в целом дает зеленый свет, но детали каждого случая нужно рассматривать отдельно, рассказывает представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. Например, хотя фотографии несовершеннолетних нельзя публиковать без согласия опекунов, это разрешается при поисках, но фотографии надо заретушировать или удалить после того, как человек нашелся, предупреждает он.
13 996 заявок
на поиск пропавших получил отряд «Лиза Алерт» в 2018 г.
Время реагирования сокращается в разы, объясняет Леонов. Например, если человек пропал вечером, команда «Лизы Алерт» расклеивает листовки вокруг места его пропажи, но отзывы по этим листовкам можно получить уже утром, когда люди заметят их. А в случае оперативной sms-рассылки отзывы начинают поступать почти сразу – человек не успевает уйти от места, где его видели, говорит Леонов.
«Лизе Алерт» уже помогал «Вымпелком». В 2012 г. он организовал горячую линию для сообщений о пропавших, а с 2017 г. привлекает волонтеров для «Лизы Алерт», описывает его представитель: абонент любого оператора оставляет свой номер телефона на сайте «Вымпелкома», указывает, в каком районе он готов участвовать в поиске пропавших, и получает от «Вымпелкома» оповещения, когда необходима его помощь. Свои данные оставили 40 000 человек, а выходящих на поиски за время проекта стало в среднем на 30% больше, подсчитал представитель «Вымпелкома». Леонов с оценками согласен.
11 027 человек
найдены живыми. По оценке координатора отряда Олега Леонова, это около 10% ежегодно пропадающих россиян
В поисках важны совместные усилия всех операторов, говорит представитель «Вымпелкома»: в марте оператор и «Лиза Алерт» предложили всем операторам объединить усилия и технологии для создания эффективной системы поиска пропавших людей в России. Tele2 поддерживает создание единой площадки для обсуждения, заявил ее представитель, а пока прорабатывает с «Лиза Алерт» возможность вносить в абонентский договор пункт об определении геолокации в случае опасности.
В 2018 г. благотворительный фонд АФК «Система» запустил конкурс «Одиссея», его цель – создать технологические решения для поиска и спасения потерявшегося в лесу человека, в том числе без источника связи, в радиусе не менее 10 км в течение 10 часов при максимальном спектре погодных условий, рассказывает представитель МТС, который сотрудничает с фондом. Конкурс распределит 75 млн руб., рассказывает представитель фонда (6 млн уже распределены). Часть одобренных проектов предлагают поиск с помощью специальных маячков (возможно, в комбинации с дронами), подающих звуковые и световые сигналы, которые должен заметить пропавший и вызвать подмогу, объясняет он.