Mail.ru Group выпустила голосовую помощницу Марусю

Это третий ассистент авторства крупной российской компании
Mail.ru Group самостоятельно разрабатывала Марусю и потратила на это $2 млн
Mail.ru Group самостоятельно разрабатывала Марусю и потратила на это $2 млн / Евгений Разумный / Ведомости

Mail.ru Group представила голосовую помощницу Марусю. В воскресенье, 16 июня, корреспондент «Ведомостей» скачал его в AppStore и Google Play. Для активации сервиса нужно оставить заявку на сайте Маруси или попросить приглашение у тех, кто уже участвует в тестировании. Компания не называет срок тестирования и дату полного запуска.

Mail.ru Group самостоятельно разрабатывала Марусю и потратила на это $2 млн. Сейчас ассистент помогает с поисковыми запросами, рассказывает о погоде и расписании кинотеатров, включает радио или музыку из «В контакте». Отвечая на вопрос, он либо отправляет пользователя в поиск Mail.ru, либо сразу дает прямой ответ внутри диалога, иногда цитируя, например, «Википедию».

Представитель холдинга заверил, что набор функций будет пополняться: со временем Маруся научится работать с другими проектами Mail.ru Group (новостные ленты, службы такси, доставка еды), а также с сервисами сторонних компаний – например, финансовых или e-commerce.

«Яндекс» первым из российских технологических компаний в 2017 г. запустил виртуального помощника Алису. Она встроена в поиск, навигатор, браузер и другие приложения, установлена в умной колонке «Яндекс.Станция», в «Яндекс.Телефоне». С помощью платформы «Яндекс.Диалоги» она доступна и внешним партнерам, которые могут ее научить навыкам, нужным для собственного бизнеса. Сейчас ежемесячная аудитория Алисы близка к 35 млн пользователей – это те люди, кто хотя бы раз в месяц пообщался с голосовым помощником, сообщил представитель «Яндекса». Появление Маруси не скажется на показателях Алисы, уверен он.

На прошлой неделе «Тинькофф банк» запустил голосового ассистента Олег. В течение недели он должен постепенно появиться у нескольких миллионов пользователей банка (всего их около 9 млн, говорил в июне предправления банка Оливер Хьюз). Олег должен решать «повседневные задачи клиентов»: переводить деньги клиентам «Тинькофф банка» и Сбербанка, бронировать столик в ресторане, покупать билеты в кино и общаться на свободные темы. Это не единственный банк, заинтересовавшийся голосовыми ассистентами. В начале года такой сервис появился у «Хоум кредита» и сейчас он может предоставлять клиенту базовую информацию о банковском продукте или платеже, рассказывает директор департамента дистанционных сервисов банка Людмила Мишкина. Осенью ожидается запуск проекта Сбербанка, сообщал Banki.ru. Сейчас банк ищет сотрудников для разработки платформы виртуальных ассистентов, следует из вакансий на сайте hh.ru.

Mail.ru должна была быстро выпустить аналог Алисы – это продолжение конкуренции «Яндекс.Еды» и принадлежащего Mail.ru Group сервиса доставки еды Delivery Club, считает владелец компании OMMG Technology (разрабатывает платформу для мессенджеров) Сергей Кравцов. Запуск голосового помощника позволит Mail.ru Group сразу же претендовать на существенную аудиторию, но настоящая конкуренция между Алисой и Марусей начнется тогда, когда интернет-холдинги станут зарабатывать на них деньги, уверен он. Поскольку голосовые ассистенты создают новый канал коммуникации пользователя с продуктами компании, некорректно рассуждать об их прямой монетизации, спорит представитель Mail.ru Group. Представитель «Яндекса» не прокомментировал монетизацию ассистентов.

А вот с банковскими ассистентами Марусе конкурировать не придется, указывает Кравцов. Для компаний, зарабатывающих на рекламе, запуск голосовых помощников – упражнение в технике, а вот банки способны ощутить реальный экономический эффект, рассуждает партнер KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. Голосовые ассистенты позволяют им снизить затраты на персонал и решать розничные задачи: продавать новые продукты имеющимся клиентам, подключать новых клиентов и выявлять намерение пользователя отказаться от услуг банка, перечисляет он.

Если «Яндексу» удалось окружить пользователя собственной экосистемой, то у Mail.ru Group контакт не настолько плотный и конкуренция Алисы и Маруси будет зависеть от того, в какие бизнес-кейсы удастся внедрить последнюю, считает партнер венчурного фонда Impulse VC Кирилл Белов. Больше всего шансов в интеграции с соцсетью «В контакте» – но, например, у Facebook нет голосового ассистента. А помощник, отвязанный от других ежедневно используемых сервисов, лишен шансов на успех, уверен Белов.

Представитель Сбербанка не ответил на запрос «Ведомостей».

Mail.ru Group самостоятельно разрабатывала Марусю и потратила на это $2 млн