«Яндекс» хочет расширить программу мотивации сотрудников до 20% капитала

Резерва под нее почти нет, а нужно удерживать таланты
Сейчас под вознаграждение сотрудников отведено 15% капитала «Яндекса», из которых не распределено примерно 2%
Сейчас под вознаграждение сотрудников отведено 15% капитала «Яндекса», из которых не распределено примерно 2% / Максим Стулов / Ведомости

Совет директоров «Яндекса» предложил акционерам расширить программу мотивации сотрудников – идея описана в опубликованных материалах к годовому собранию акционеров 27 июня. Группа компаний «Яндекс» продолжает расти и важно награждать сотрудников участием в капитале, чтобы привлекать и удерживать таланты, объясняется в повестке собрания. До конца года программа охватит около половины сотрудников компании, рассчитывает ее представитель Илья Грабовский. Претендовать на вознаграждения могут все сотрудники, должностные лица, советники, консультанты, члены совета директоров «Яндекса» и его «дочек». Программа привязана к позиции каждого сотрудника и оценке результатов его работы, говорит Грабовский.

Сейчас под вознаграждение сотрудников отведено 15% капитала «Яндекса», из которых не распределено примерно 2%, следует из данных компании на 31 марта. Это 6,6 млн акций класса А, указано в повестке к собранию акционеров. Совет директоров просит дополнительно выделить 16,2 млн таких акций на программу мотивации, чтобы компания могла использовать для этого 7% нераспределенного капитала, а вся программа мотивации выросла бы до 20% капитала (всего выпущено 325,7 млн акций классов А и В).

При таких изменениях акций должно хватить на 2–3 года мотивационной программы, пишет совет директоров в повестке собрания. Но это только оценка, предупреждает он, – резерв акций может использоваться быстрее или медленнее в зависимости от цен акций, сочетания разных инструментов мотивации, вознаграждений у конкурентов, найма на работу и маркетинга.

Программа поощрения сотрудников «Яндекса» опционами распространяется и на рядовых специалистов, говорит один из таких сотрудников компании с опционом, поэтому ее можно считать одной из самых массовых программ на российском IT-рынке. Для сравнения: у Mail.ru Group было не распределено для мотивации сотрудников 4,7 млн акций на конец 2018 г. – 2,1% капитала, следует из годовой отчетности компании.

На программу мотивации компания периодически выкупает акции на бирже, объясняет Грабовский. В июне 2018 г. совет директоров утвердил программу выкупа акций на $100 млн, а в июле того же года согласовал ее возможное увеличение до $150 млн, продолжает Грабовский. По данным на 19.15 мск 12 июня, на $150 млн можно купить 3,945 млн акций Yandex на NASDAQ. За 2018 г. компания уже выкупила 4,8 млн акций А на $150 млн, добавляет он. В 2016 и 2017 гг. компания не выкупала акции с рынка.

Как мотивирует «Яндекс»

В программу мотивации «Яндекса» входят опционы на акции, премии, привязанные к росту их цены (share appreciation right, SAR), и права на бесплатное получение определенного количества акций класса А, торгующихся на бирже (restricted share units, RSU). На 31 марта в обращении были опционы на покупку 3,5 млн акций компании, SAR – на 0,2 млн акций, RSU – на 13,4 млн. Из них были переданы сотрудникам опционы на 1,3 млн акций, SAR – на все 0,2 млн, бесплатно они могут получить 5,1 млн акций. 

На 31 марта 2019 г. у «Яндекса», по его собственным данным, в казначейском пакете было 4,7 млн акций класса А. Акции, которые выводятся на биржу после выплаты вознаграждения, берутся из казначейского пакета, объясняет Грабовский, уменьшить влияние на котировки позволяет выкуп акций.

Если программа мотивации сотрудников будет расширяться, то «Яндекс» продолжит выкупать акции с биржи, отмечает Грабовский. Рассматривает ли компания вариант дополнительного выпуска акций под программу мотивации, представитель «Яндекса» не говорит. Но в повестке годового собрания компания описала как технически возможный вариант допэмиссии – в разделе с оценкой потенциального размывания капитала. Если необходимые для расширения программы акции выпускать дополнительно, то доли акционеров могут быть размыты на 4,6%, пишет компания, и совет директоров считает это «приемлемым».

Программа долгосрочной мотивации сотрудников до 2022 г. действует, например, в «Ростелекоме», она описана в годовом отчете компании за 2018 г. Совокупный пакет акций всех участников программы не может превышать 6% уставного капитала. Участвовать в программе могут сотрудники определенных категорий, которые готовы направлять часть вознаграждения на покупку ценных бумаг компании – тогда они получают право на дополнительное вознаграждение акциями. В 2018 г. «Ростелеком» потратил на программу мотивации 3,6 млрд руб. – это на 56,5% больше, чем годом ранее, и максимальная сумма как минимум с 2015 г., указано в отчете.

Совет директоров АФК «Система» утвердил программы двухлетней мотивации для руководителей высшего и среднего звена. Они получают обыкновенные акции, указано в документах АФК. На программу компания потратила 1,5 млрд руб. в 2017 г. и ничего не потратила в 2018 г.

Сейчас под вознаграждение сотрудников отведено 15% капитала «Яндекса», из которых не распределено примерно 2%