«Яндекс» ищет баланс между ФСБ и пользователями

Компания может получить запрос спецслужб на доступ к крупному массиву данных о ее клиентах
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Выполнение так называемого закона Яровой возможно без нарушения приватности данных пользователей, заявила 4 июня пресс-служба «Яндекса». Закон вступил в силу частично в 2016 г., частично – в 2018 г. Он гласит, что операторы связи и интернет-компании, признанные организаторами распространения информации, обязаны в течение года хранить данные о пользователях, в том числе их переписку, и передавать такую информацию и ключи шифрования сообщений по запросу ФСБ. В конце 2017 г. компании обязали предоставлять ФСБ удаленный доступ к хранимой информации. На вопрос, как именно «Яндекс» может соблюдать приватность данных пользователей, если закон Яровой по определению требует их передачи третьим лицам, представитель интернет-компании не ответил. «Яндекс» считает важным соблюдать баланс между безопасностью и приватностью пользователей, а также учитывать принципы «равноприменимости регулирования для всех участников рынка», говорит он.

Заявление «Яндекса» последовало после публикации РБК. Со ссылкой на двух анонимных источников издание сообщило, что ФСБ направила в «Яндекс» требование предоставить ключи для дешифровки сервисов «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск». Оба они включены в реестр организаторов распространения информации. Представитель «Яндекса» не ответил по существу на вопрос, получала ли компания такое требование, а также на вопрос, предоставляет ли поисковик ФСБ данные пользователей. Согласно постановлению правительства компании из реестра организаторов распространения информации вообще не имеют права рассказывать о взаимодействии с правоохранительными органами в рамках закона Яровой.

Сейчас в реестре организаторов распространения информации числится 175 сервисов и/или компаний. Несколько иностранных уже были заблокированы в России, поскольку отказались делиться данными пользователей и не стали регистрироваться в реестре, среди них мессенджеры Line, BlackBerry Messenger, Imo.im, сервис видеочатов Vchat. Доступ к ним в России заблокирован. Один из самых популярных в России мессенджеров – Telegram был зарегистрирован в реестре, но отказался предоставлять ФСБ ключи для расшифровки сообщений. Роскомнадзор обязал провайдеров заблокировать Telegram, но сервис продолжает работать.

Дмитрий Песков
пресс- секретарь президента

«Что касается слежки в интернете, то интернет, он весь прозрачен, нужно априори с этим согласиться. Там все видно, поэтому здесь рассчитывать на какую-то дискретность и приватность в интернете – это абсурд, это заблуждение».  цитата по ТАСС, 28.02.2019

ФСБ запросила у «Яндекса» так называемые сессионные ключи, написал РБК. Они позволяют среди прочего получить доступ к логинам и паролям пользователей. Речь действительно идет о сессионных ключах, подтвердил «Ведомостям» сотрудник крупной интернет-компании. «Яндекс» пока не получил официального запроса от ФСБ, знает собеседник «Ведомостей», но идея такого запроса обсуждалась на нескольких совещаниях. Детали обсуждений он раскрывать отказался, лишь уточнил, что «Яндекс» надеется ограничиться предоставлением доступа к гораздо меньшему объему информации. О том, что ФСБ просит у «Яндекса» доступ к большому массиву данных о пользователях, свидетельствует и комментарий «Яндекса»: «Из закона Яровой не следует, что нужно передавать ключи, необходимые для расшифровки всего трафика». За отказ предоставить данные правоохранительным органам «Яндексу» грозит штраф в 800 000 руб., также у ФСБ есть право потребовать блокировки доступа к сервисам компании.

Инвесторы «Яндекса» пока не увидели рисков в том, что компания может получить запрос ФСБ на предоставление доступа к массиву данных о пользователях: котировки «Яндекса» на NASDAQ после открытия выросли на 1,42% (данные на 19.00 мск).

Представитель ФСБ не ответил на запрос «Ведомостей».