Иностранные инвесторы дали РФПИ $2 млрд на искусственный интеллект
Фонд ведет переговоры уже с 20 российскими компаниямиИностранные инвесторы дали Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ) $2 млрд на вложения в российские компании в сфере искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI), говорится в предложениях РФПИ о стратегии развития искусственного интеллекта в России – фонд подготовил их к совещанию с президентом Владимиром Путиным, назначенному на 30 мая. «Ведомости» ознакомились с копией предложений, представитель фонда подтвердил подлинность и актуальность их содержания. РФПИ привлек эти деньги от партнеров из крупных суверенных фондов и глобальных корпораций стран Ближнего Востока и Азии, сообщил представитель РФПИ. В частности, в документе упомянуты соинвесторы из ОАЭ.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал «Ведомостям», что по регламенту основные доклады на совещании сделают президент Сбербанка Герман Греф и вице-премьер Максим Акимов. «Но будет и раздел «Обмен мнениями», в этом разделе, возможно, [гендиректор РФПИ Кирилл] Дмитриев расскажет об этом (об иностранных инвестициях. – «Ведомости») и о том, какую работу он планирует вести», – добавил представитель Кремля.
РФПИ создан в 2011 г., это государственный фонд, под управлением которого находится $10 млрд собственных средств и еще $40 млрд от соинвесторов. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором. Финальная сумма инвестиций в AI тоже будет складываться из вложений международных инвесторов, РФПИ и других партнеров, говорит представитель РФПИ, фонд будет отбирать проекты и соинвестировать в них по мандату. Мандат охватывает инвестиции в технологии AI и смежные сферы, рассказывает он: облачные вычисления, центры обработки и сбора данных, AI для бизнеса, государства и населения. РФПИ, продолжает представитель фонда, планирует 5–10 инвестиций в год в компании со стабильной бизнес-моделью – сумма будет рассчитываться индивидуально. Итоговая сумма инвестиций РФПИ будет формироваться исходя из конкретных сделок, говорит представитель фонда.
Если рассматривать проекты AI в узком смысле, как разработку программного обеспечения, то $2 млрд – многовато для российского рынка, но найти вспомогательные инфраструктурные проекты под такие инвестиции возможно, полагает управляющий партнер фонда Runa Capital Дмитрий Чихачев.
Инвестиционный директор РВК Алексей Басов также считает, что в России, скорее всего, нет такого числа проектов AI, но превышение обязательств инвестора над размером рынка – нормальная практика.
РФПИ сообщает, что рассмотрел 100 российских компаний в области AI, отобрал 20 и находится на разных стадиях переговоров с ними, заявляет представитель фонда и приводит в пример компании Oncobox (диагностика и подбор медикаментов при онкозаболеваниях) и «Моторика» (функциональные протезы) – инвестиции в них одобрены, но сделки пока не закрыты. Oncobox тоже ведет переговоры с фондом и планирует сделку, сказал гендиректор компании Андрей Гаража.
Председатель совета директоров «Моторики» Андрей Давидюк подтвердил, что переговоры с РФПИ идут, и сообщил, что основные условия сделки согласованы.
Кирилл Дмитриев заявлял, что фонд одобрил инвестиции в VisionLabs (распознавание лиц, 25,07% – у Сбербанка). Ее основатель и гендиректор Александр Ханин утверждал, что переговоры идут не только с РФПИ, но и с другими инвесторами, в том числе международными, их инвестиции обсуждаются с нынешними инвесторами и акционерами компании. Связаться с Ханиным в среду не удалось.
РФПИ – хороший инвестор для стартапов поздних стадий, полагает Чихачев: у него связи с корпорациями, он способен помочь выйти на международные рынки.
Басов считает, что такой крупный инвестор, как РФПИ, может рассчитывать, что его инвестиции ускорят развитие рынка: компании, в которые фонд заходит, со временем подорожают, проектов станет больше и инвестор выиграет. Денег венчурного фонда не хватит, а с мандатом, как у РФПИ, это выполнимая задача, полагает он. РФПИ пока не воспринимается как венчурный инвестор, скорее как прямой в сверхкрупные проекты, замечает Басов. Но РФПИ, хотя и находится в начале пути, следует мировой практике: суверенные фонды инвестируют в венчурные технологические компании, заключает он.