«Коммерсантъ» лишился отдела политики из-за статьи о возможной отставке Матвиенко
Представители Матвиенко и Усманова опровергли причастность к скандалуВсе сотрудники отдела политики газеты «Коммерсантъ», включая редактора отдела Аллу Барахову, и заместитель шеф-редактора издательского дома Глеб Черкасов в понедельник подали заявления об увольнении по собственному желанию с 15 июня, об этом они сообщили в Facebook. Так журналисты, по их словам, отреагировали на требование акционера ИД Алишера Усманова уволить авторов статьи о возможной отставке председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Двое из пяти авторов – спецкор Иван Сафронов и замредактора отдела политики Максим Иванов – ушли по соглашению сторон.
Гендиректор и главный редактор «Коммерсанта» Владимир Желонкин заявил «Ведомостям», что с Ивановым и Сафроновым расстались из-за нарушения ими «стандартов профессиональной журналистской деятельности и редакционных правил». Он не уточнил, в чем состояли нарушения, и отказался комментировать вмешательство акционеров. Решение других журналистов было принято «из соображений ложной солидарности и с целью оказания давления на руководство ИД», подчеркнул Желонкин.
В материале от 17 апреля говорилось, что в мае Матвиенко обсудит с президентом Владимиром Путиным свой возможный уход. Наиболее вероятным кандидатом на ее место назывался руководитель Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Аналогичную информацию в тот же день опубликовал телеканал «Дождь».
Матвиенко лично пожаловалась на статью Усманову, рассказали несколько сотрудников «Коммерсанта» со ссылкой на представителя бизнесмена. Усманов и Матвиенко по крайней мере однажды встречались вскоре после выхода текста – 23 апреля они участвовали в заседании попечительского совета Русского географического общества. Представитель Усманова настаивает, что бизнесмен не вмешивается в редакционную политику «Коммерсанта» и не имеет отношения к увольнениям журналистов.
Пресс-секретарь Матвиенко Владислав Пономаренко отказался комментировать «Ведомостям» увольнение журналистов: «Не вижу оснований, чтобы за комментарием обращаться к нам. Предлагаю все детали выяснять у главного редактора «Коммерсанта».
Авторы заметки обратились за комментариями только в пресс-службу Совфеда, но не к личным представителям Матвиенко и Нарышкина – один из авторов подтвердил это «Ведомостям». Отсутствие комментариев сторон и было формально сочтено нарушением редакционных стандартов, знают два сотрудника ИД. По словам четырех собеседников, редакция пыталась убедить акционера, что такие ошибки не должны приводить к увольнению журналистов, но его представители настояли на уходе двух основных авторов заметки.
Это уже второе громкое увольнение в «Коммерсанте» за последние месяцы. В марте петербургский корреспондент газеты Мария Карпенко сообщила об уходе из-за претензий главреда к ее критическим постам в адрес врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, которые она публиковала в Telegram-канале «Ротонда».
298 382 просмотра
собрала на сайте «Коммерсанта» статья о возможной отставке Матвиенко, по данным сервиса Liveinternet на 17.30 мск 20 мая
Массовые увольнения журналистов, протестующих против политической цензуры, тоже случались и раньше. Так, в марте 2014 г. из Lenta.ru вслед за главным редактором Галиной Тимченко практически целиком ушла редакция этого издания. Уход Тимченко был связан с претензиями акционера Lenta.ru Александра Мамута к интервью лидера украинского «Правого сектора» (ныне запрещен в России) Дмитрия Яроша. А в мае – июле 2016 г. редакцию РБК покинуло больше 20 сотрудников – поводом стало увольнение главреда газеты РБК Максима Солюса.
Обычно мера самостоятельности редакции прописывается в ее уставе, напоминает доцент МГИМО Владимир Энтин. Кроме того, у журналистов есть контракт, в котором также оговариваются их должностные обязанности. Однако реальные и фактические взаимоотношения прописываются настолько в общей форме, что спрятаться за такие формулировки не удается. В результате «паны дерутся, а у холопов чубы трещат», констатирует эксперт.
Согласно ст. 18 закона о СМИ, учредитель СМИ не вправе вмешиваться в его деятельность, «за исключением случаев, предусмотренных <...> уставом редакции, договором между учредителем и редакцией».
Реакция на эту заметку оказалась слишком сильной, считает политолог Аббас Галлямов: Усманов не производит впечатления человека, который заводится по пустякам. Но общий тренд заключается в том, что элиты становятся все более нервными, и в итоге заметка, на которую еще вчера бы никто не отреагировал, сегодня может оказаться той соломинкой, которая сломала спину верблюду. Матвиенко вряд ли имеет отношение к этой истории, говорит политолог Алексей Макаркин. Во-первых, она очень опытный политик и уже много чего о себе наслушалась. Во-вторых, содержание статьи могло быть для нее в чем-то и выгодно: аппаратные игры обычно ведутся тихо и если имел место «фальстарт», то кадровое решение может и не состояться, отмечает эксперт.