Государство подсчитает интернет-зрителей
Онлайн-кинотеатры обяжут отдавать данные в единую систему учета кинобилетовСайты и интернет-сервисы, которые показывают фильмы, должны будут передавать информацию о показах и зрителях в единую государственную систему учета кинобилетов (ЕАИС), сказано в поправках в закон о поддержке кинематографии, которые подготовило Министерство культуры. Сейчас информацию в ЕАИС передают только обычные кинотеатры.
17 мая чиновники Минкульта и Минкомсвязи обсудили поправки с продюсерами и представителями онлайн-кинотеатров, рассказали «Ведомостям» пять участников совещания. Директор департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова подтвердила «Ведомостям», что министерство разработало поправки о передаче данных онлайн-кинотеатрами в ЕАИС, текст поправок будет опубликован для публичного обсуждения. Детали совещания она комментировать отказалась, сославшись на рабочий характер встречи. Замминистра связи Алексей Волин говорит, что поддерживает поправки.
ЕАИС – государственная система, управляет ею государственный Фонд кино, но не чиновники больше всех заинтересованы в том, чтобы данные в эту систему передавали и онлайн-кинотеатры. Теперь все больше зрителей смотрят фильмы в интернете – в онлайн-кинотеатрах, через сервисы Apple и Google. Крупнейшие онлайн-кинотеатры в России – Ivi и Okko. Онлайн-кинотеатры передают продюсерам, особенно российским правообладателям, лишь небольшую часть данных о просмотрах фильмов и сериалов, неоднократно жаловались кинокомпании. Данные нужны им, чтобы лучше понимать, как интернет-аудитория воспринимает картину, объясняют продюсеры. Часть российских продюсеров намерены использовать полученные данные для усиления позиции в переговорах: они считают, что выплаты онлайн-кинотеатров несправедливо малы в сравнении с выплатами поставщикам иностранного контента.
Сотрудники онлайн-кинотеатров опровергали эти претензии: по их словам, выплаты конкретным продюсерам зависят прежде всего от востребованности их контента.
Продюсеры пытались в частном порядке договориться с онлайн-кинотеатрами, чтобы те передавали больше данных о зрителях. Онлайн-кинотеатры возражали: данные очень чувствительны для их бизнеса, раз продюсер продал интернет-сервису права на показ фильма или сериала по фиксированной цене, площадка не обязана раскрывать, как она зарабатывает на контенте. Тогда продюсеры решили использовать административный ресурс в виде Минкульта. В марте продюсеры и министр культуры Владимир Мединский рассказали об этой идее премьер-министру Дмитрию Медведеву и получили его поддержку.
Обсуждались разные варианты передачи информации онлайн-сервисами, рассказывали «Ведомостям» участники встреч продюсеров и кинотеатров: какие именно данные нужно передавать о зрителях, обязаны ли сервисы делиться информацией только о покупке фильмов и сериалов или также о просмотрах контента по подписке. Много спорили о том, кто будет собирать данные – продюсеры предлагали DataScreen в партнерстве с Nielsen или Mediascope.
В поправках Минкульта указано, что онлайн-кинотеатры обязаны передавать в ЕАИС информацию о каждом показе фильма, дате, времени и стоимости просмотра. Под онлайн-кинотеатром понимается сайт или сервис, который показывает фильмы за плату или в обмен на рекламу. В поправках нет указания, должны ли подключаться к ЕАИС иностранные видеосервисы, например Apple TV. Любимова это не комментирует. Если онлайн-кинотеатр данные не передает, ему грозит штраф в 0,001–0,01% годовой выручки, но не менее 100 000 руб. У онлайн-сервисов будет полгода, чтобы подключиться к ЕАИС.
В поправках многое не учтено, сетуют опрошенные «Ведомостями» продюсеры и сотрудники онлайн-кинотеатров: к примеру, поправки распространяются на данные только о фильмах, а показ сериалов в интернете – еще более важный рынок для продюсеров. Также они указывают, что из поправок не ясно, по всем ли моделям распространения контента, в том числе подписке и показу в обмен на рекламу, обязаны отчитываться онлайн-сервисы. Любимова и Волин согласны, что учет сериалов очень важен для отрасли: «Мы готовы рассмотреть конкретные предложения участников рынка, у нас есть время доработать проект».
Участники рынка сдержанно комментируют проект, предлагают дождаться финальной версии. Выбор ЕАИС для передачи данных – более удобный вариант для онлайн-сервисов, чем частная аналитическая компания, рассуждает руководитель онлайн-кинотеатра: «Государство в этом смысле – нейтральный посредник, а ЕАИС уже отстроенная и открытая система».