За что инвесторам нравятся Zoom и HeadHunter
Под руководством Эрика Юаня сервис видеоконференций Zoom за восемь лет вырос из стартапа в компанию стоимостью $18,6 млрдАмериканский сервис Zoom – один из героев IPO технологических компаний нынешнего года. В 2017 г. Zoom оценили при очередном раунде финансирования в $1 млрд, во время размещения на бирже NASDAQ 17 апреля его стоимость оказалась в 10 раз больше, а сейчас – уже в 18 раз. Основателю и гендиректору Zoom Эрику Юаню когда-то восемь раз отказывали в визе США. А теперь он стал американским миллиардером: его состояние Bloomberg Billionaires Index оценивает более чем в $3 млрд.
Юань успеху на бирже не так уж рад. Он лаконично сказал журналисту Bloomberg TV: цена «слишком высока» и оказывает излишнее давление на его компанию. Не помогло. С начала мая котировки Zoom не опускаются ниже $70, в то время как перед размещением был заявлен интервал в $28–32 за акцию (в ходе IPO они ушли по $36, а в первый же день торгов, 18 апреля, взлетели на 72% до $62).
И Zoom, и, например, российский сервис поиска работы HeadHunter с его чрезвычайно успешным размещением на NASDAQ в начале мая – нишевые сервисные компании, и именно им сопутствовал успех. Такие сегодня предпочтения у инвесторов.
Рынок видеоконференций будет расти по 8% в год как минимум до 2026 г., сказано в отчете Transparency Market Research. Все больше людей предпочитают работать из дома, а Zoom может объединить по видеосвязи от 2 до 500 человек. Как рассказывал Юань, им пользуются не только для совещаний руководства – программисты общаются, когда совместно пишут код, врачи проводят дифференциальную диагностику, адвокаты беседуют со свидетелями, актеры репетируют онлайн, студенты участвуют в семинарах.
В отличие от Lyft и Pinterest, которые широко известны и убыточны, Zoom не так раскручен, зато последовательно идет к прибыльности. За три последних года выручка компании выросла в 5,5 раза (с $60,8 млн до $330,5 млн), а показанная в прошлом году чистая прибыль в $7,6 млн вдвое больше, чем убытки за 2016 и 2017 годы, вместе взятые.
Как Юань попал в Америку
Юань родился 49 лет назад в семье горных инженеров в Китае. Зарабатывать деньги он пытался еще в младших классах. Натащил во двор строительного мусора, рассчитывая сдать содержащийся в нем металл. Вот только на вторсырье принимали чистый металлолом. Юань развел костер, чтобы сжечь все лишнее, а огонь перекинулся на соседский дом. В общем, в металлургии Юань разочаровался.
30 лет назад Юань услышал речь Билла Гейтса об интернете и загорелся мечтой работать в Кремниевой долине. У него даже была идея для стартапа. Юань учился в Шаньдунском университете науки и техники и ради свидания с девушкой должен был 10 часов ехать на поезде в родные места. Это было дороговато. В итоге они виделись раза два в год и сильно скучали. «Я терпеть не мог эти поездки и выдумывал другие способы, как навестить свою девушку, не путешествуя, – вспоминал он в интервью интернет-изданию Thrive Global. – И мечтал о гаджете, на котором можно нажать кнопку и увидеть ее, поговорить с ней, как будто мы в одной комнате!» Эта девушка теперь его жена, у них трое детей.
В середине 1990-х Юань решил переехать в США и подал заявление на визу. Но его фамилию по ошибке внесли не в тот список и отказали, и во второй раз тоже, а всего – восемь отказов за два года. Юань готов был пробовать и 20, и 30 раз. Американские чиновники сломались на девятой попытке: в 1997 г. Юань переехал в Кремниевую долину.
Из его слов на сайте Glassdoor видно, что Долина понравилась ему царившим в ней духом: «Если вам нужна помощь, можете поговорить с другими людьми – даже если вы не знакомы, как правило, они вам помогут. Здесь открытая культура, здесь собрались люди со всех уголков земли. Здесь сообщество людей, которые пытаются решить проблемы всего мира».
Такая атмосфера была ему на руку: он неплохо писал код, а вот по-английски не говорил. «Усердно работать – вот единственное, что я умел лучше конкурентов, – вспоминает он. – В Кремниевой долине полно людей гораздо умнее меня, но я могу добиться чуть большего, чем они. Мои конкуренты говорят: «Я работаю восемь часов в день», а я способен работать по 10 часов. Если им не нужен сон – мне тоже не нужен».
Благодаря взаимопомощи ему удалось найти работу. Стартапу Webex Communications к тому времени было два года и работала в нем дюжина человек. Стартап разрабатывал ПО для видеоконференций. Идея оказалась востребованной. Стартап вышел на IPO на NASDAQ в июле 2000 г. В начале первого дня торгов бизнес оценивался в $650,3 млн, а в конце – уже в $1,2 млрд. Прошло еще семь лет, и в 2007 г. Cisco Systems выкупила бизнес исходя из оценки в $3,2 млрд и назвала его Cisco Webex. Под этим брендом сервис до сих пор на рынке.
Вопросы с подковыркой
Когда Юань нанимает нового сотрудника, его мало интересует, где тот работал раньше и какой вуз окончил, рассказывал он Glassdoor: «Мы обращаем внимание на самомотивацию и способность к самообучению. Если у кандидата есть оба качества плюс он может влиться в нашу корпоративную культуру – мы его наймем, даже если у него нет необходимых технических навыков. Эта стратегия работает довольно хорошо. Возьмем, к примеру, продажников. Ряд лучших из них были наняты без всякого опыта по продаже видеоконференций».
У Юаня есть любимые вопросы с подковыркой. Например: «Какую книгу вы недавно прочли»? Порой ему отвечают, что из-за работы уже год нет ни одной свободной минуты для чтения. Это плохой вариант. А порой говорят: «Только что закончил такую-то книгу, и там было то-то и то-то интересное». «Для меня это показатель, что человек постоянно учится и сделал самообучение своим приоритетом, – говорит Юань. – Наша компания возмещает стоимость всех книг, которые сотрудники покупают себе и членам семьи <...> Лучший способ чему-то научиться – чтение».
Вопрос про самомотивацию может звучать так: «Часто ли у вашего начальника было иное мнение, чем у вас? Как вы выходили из положения?» Юань хочет понять, бывал ли кандидат в ситуации, когда надо отстаивать свои взгляды, способен ли он отступить на шаг назад и посмотреть на ситуацию со стороны, как учится на собственном опыте и разрешает противоречия.
Кандидатам в начальники он задает вопрос: «Как вы проводите восьмичасовой рабочий день?» Бывают ответы, что половина дня уходит на мотивацию подчиненных. Особенно часто этим грешат выходцы из крупных компаний. Таким людям Юань отказывает в должности: «В идеале надо строить корпоративную культуру, в которой все самомотивируются, ведь все мы взрослые люди».
Юань отказывается от стабильности
Юаня назначили вице-президентом Cisco и поручили развивать направление видеоконференций. В первый рабочий день он обнаружил, что ему отведен пусть небольшой, но личный офис, где он должен сидеть в одиночестве. Привилегия пришлось Юаню не по вкусу. Его идеал – не жесткая вертикаль, а коллектив как семья или группа единомышленников, что он успешно создает везде, куда приходит.
Сейчас он делит кабинет с директором Zoom по производству. Правда, он редко работает там. Юань выбирает себе один из свободных столов в офисе, а зачастую работает удаленно. Одна из фишек Zoom – можно поставить фоном позади себя любое изображение, чтобы скрыть, где на самом деле находишься. Юань старается посещать все соревнования по баскетболу и гимнастике, в которых участвуют его дети. Оттуда он связывается по Zoom с коллегами и партнерами. Как-то он поставил задником фотографию пляжа, но в конце общения случайно удалил ее – собеседники с изумлением увидели, как пляж поменялся на школьный спортзал.
В Cisco ему не понравился не только кабинет, но и то, как развивался Webex. Он пытался убедить руководство внести изменения. Но это означало бы коренную переделку сервиса, и Юаню отказали. Перед ним встал непростой выбор: стабильная работа в крупной компании, около 800 сотрудников под началом – или уход в никуда.
В интервью Thrive Global Юань вспоминал, как в июне 2011 г. уволился из Cisco, чтобы запустить собственный стартап: «Я твердо верил, что могу разработать платформу [лучше]».
Он разослал инвесторам и друзьям просьбу вложить в его детище денег «сколько не жалко» и рассчитывал собрать $250 000. Не все в него поверили: на рынке было полно предложений по видеоконференциям, включая продукты таких гигантов, как Cisco, Skype и Facebook. Но нашлись и оптимисты – всего Юань собрал на открытие своего дела $3 млн. Поначалу он назвал стартап Saasbee, но один из инвесторов разнес идею в пух и прах и выдвинул свой вариант: Zoom.
В 2012 г. Zoom вышел на рынок. Поначалу Юань лично писал каждому клиенту, который подписывался на сервис, а потом отказывался от него. Как-то один бывший клиент в ответ разразился целой филиппикой, где обвинял компанию в спаме и лицемерии. Мол, она отправляет автоматически сгенерированные письма от лица гендиректора. Юань в ответном послании попытался убедить, что пишет он лично. Клиент не верил. Тогда Юань предложил поговорить с глазу на глаз по Zoom. Неизвестно, посчитал ли клиент это хитрой уловкой, чтобы вернуть его в число пользователей сервиса. Позвонить он не позвонил, но и гневных отзывов от него больше не было.
Потом Юаню стало не до личных писем. Через пять лет среди его клиентов была треть компаний из Fortune 500 и 90% крупнейших американских вузов (правда, как замечает Forbes, речь могла идти не о крупном контракте, а всего лишь об одной корпоративной подписке). Юань не изобрел видеоконференции. Он сделал их удобнее, точно так же, как Facebook не был первопроходцем соцсетей, но благодаря своему удобному устройству выбился в лидеры.
Zoom в отличие от конкурентов быстро работал, был не очень требователен к скорости интернета и техническим характеристикам устройства, стоил дешевле – всего $9,99 в месяц (сейчас – $14,99). Сервис использует облачные технологии. В бесплатной версии можно провести 40 минут видеоконференции, остальное – за деньги.
Секреты его менеджмента
Перед началом торгов Zoom на NASDAQ Юань лично обратился к трейдерам. Он произвел впечатление не очень уверенного в себе человека, констатировал корреспондент Forbes. Неудивительно. Его знакомые поразились, что Юань вообще решил выступить офлайн – обычно он ограничивается общением по интернету. Например, во время одного из раундов финансирования он приехал на встречу с инвесторами только для того, чтобы помочь им загрузить и настроить приложение Zoom. После чего снова ушел в онлайн. Еще одно редкое исключение, когда Юань оказался далеко от офиса в Сан-Хосе, – перед IPO съездил на деловой обед с инвесторами в другой город и сразу вернулся обратно. Командировка в Нью-Йорк, чтобы дать звонок к открытию торгов на NASDAQ, стала всего лишь восьмой за пять лет. Юань рассказывает о маленькой хитрости. Потенциальные инвесторы всегда зовут его на личную встречу. Он соглашается при одном условии: сначала они поговорят по Zoom. После этого редко кто настаивает на офлайн-встрече.
Zoom Video Communications Inc.
Сервис видеоконференций
Основные акционеры (данные компании, голосующая доля): Эрик Юань (19,9%), Сантьяго Суботовский (12,6%), Sequoia Capital (11,4%), Digital Mobile Venture (8,8%), Ли Ка-шинг (6,1%).
Капитализация – $18,6 млрд.
Финансовые показатели
(финансовый год, завершившийся 31 января 2019 г.):
выручка – $330,5 млн,
чистая прибыль – $7,6 млн.
Основана в 2011 г. Эриком Юанем в США как Saasbee, в 2012 г. сменила название на Zoom Video Communications. Клиентами компании являются Uber, 21 Century Fox, Delta, AB InBev и др.
«Просыпаясь утром, я всегда думаю о трех вещах – в чем моя сила, в чем моя слабость и достаточно ли усердно я трудился вчера. А засыпая, размышляю о других объектах для заботы – о сообществе, о нашей компании/продукте/ клиентах, о коллегах/себе. Это называется «вечерний треугольник», – рассказывает Юань. Он твердит, что главное для работоспособности компании – чтобы сотрудники были счастливы и заботились друг о друге. Похоже, это не просто красивые слова. Цитата взята из интервью Glassdoor, собирающему анонимные отзывы работников об их компаниях. В июне прошлого года тот провел конкурс лучших гендиректоров. Всего четыре топ-менеджера смогли получить положительные отзывы от 99% сотрудников, и на 1-м месте оказался Юань. Его хвалят за атмосферу, царящую в компании, и драйв, которым он заражает подчиненных при разработке продукта. Самым распространенным упреком оказался быстрый рост компании и связанные с ним болезни. «Но это проблемы из тех, которые неплохо иметь», – шутят работники. «Сложно запомнить имена новичков, которые появляются каждую неделю» – вот самая распространенная жалоба. Ее вполне могут высказать и в лицо Юаню. По утрам в компании проводятся совещания, на которых работники могут задавать любые вопросы, не опасаясь последствий. «Это помогает нам стать лучше», – верит Юань.
Юань любит повторять, что ему свойственна паранойя. Одна из любимейших его книг – «Выживают только параноики» Эндрю Гроува, которому пришлось спасать Intel от гибели. «Ни в одном стартапе, чем бы он ни занимался, нельзя говорить: «Теперь у нас все в порядке», – философствует Юань на Glassdoor. – Нет, нужно еще усерднее работать. Надо всегда быть параноиком и настороже». Несмотря на успех Zoom, Юань по-прежнему на многом экономит. Новая штаб-квартира снята в немеблированном офисе в не самом престижном районе Сан-Хосе. У него 1700 сотрудников, более 500 из которых живут в Китае. Reuters считает, что эти работники обходятся раза в три дешевле американских, компания экономит $50 млн в год. Он отказался покупать домен zoom.com и приобрел более дешевый zoom.us. Правда, экономить получается не всегда. В прошлом году Юань развернул широкомасштабную экспансию за рубеж. Пришлось все-таки купить zoom.com. К тому времени легко было нагуглить, что Zoom не какой-то мелкий стартап, а оценивается в $1 млрд. В итоге за домен Юань выложил $2 млн.