Mail.ru Group перестала раскрывать выручку «В контакте»

В последнее время бизнес социальной сети рос все медленнее
Андрей Гордеев / Ведомости

Mail.ru Group в отчетности за I квартал 2019 г. впервые за долгое время не раскрывала финансовые показатели крупнейшей в России социальной сети «В контакте». Представитель корпорации заявил «Ведомостям», что компания больше не будет раскрывать эту информацию.

Социальная сеть до 2015 г. была недомонетизирована, отмечали аналитики, и постепенно компания стала наращивать выручку. В 2016 г. ее выручка выросла на 43,4% до 8,9 млрд руб., в 2017 г. – на 56,3% до 14 млрд руб., в 2018 г. – на 45% до 18,3 млрд руб.

Однако в конце 2018 г. рост стал замедляться. В IV квартале «В контакте» увеличила выручку на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. до 5,4 млрд руб. – при том что прежде квартальные темпы роста выручки компании были в среднем 40%. Выручку социальной сети, ускорился или замедлился ее рост, представитель Mail.ru Group не раскрыл. На телеконференции представители корпорации рассказали, что рост выручки «В контакте» может ускориться во II и III кварталах.

Теперь Mail.ru Group учитывает выручку социальной сети в разделе «Коммуникационные сервисы и социальные сети». Кроме доходов от социальных сетей («В контакте», «Одноклассники», «Мой мир») этот раздел включает доходы от поиска, рекламы и пользовательских платежей. В I квартале выручка этого сегмента выросла на 11% до 11,4 млрд руб. Доходы «Одноклассников» компания раньше также не раскрывала: в отчетности они учитывались вместе с «Моим миром».

Другой сегмент, который выделила Mail.ru Group, – «Игры»: он вырос на 27% до 6,7 млрд руб. за счет международной экспансии основных игр. Доля международной выручки ММО-сегмента увеличилась с 63% в IV квартале 2018 г. до 67%. Вся международная выручка игрового сегмента составляет около 21% от общей выручки Mail.ru Group. Компания планирует нарастить этот показатель до 80%, что сможет защитить данный сегмент от колебаний валютных курсов. Сегмент «Новые инициативы» (компании, в которых у Mail.ru Group доли) вырос на 115% до 1,95 млрд руб.

Вся выручка Mail.ru Group выросла на 21,9% по отношению к I кварталу 2018 г. до 20,1 млрд руб., говорится в отчете компании. При этом EBITDA сократилась на 25,9% до 4,15 млрд руб., а чистая прибыль – на 46,6% до 1,6 млрд руб. Компания в отчете объясняет это доначислением 260 млн руб. НДС по итогам проведенной в I квартале налоговой проверки.

Большой группе сложно разбивать в отчетности разные компании – например, рекламная кампания может проходить на всех платформах группы и в результате нужно делить выручку, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Разделение по сегментам он видит более логичным.

«В контакте» действительно столкнулась с замедлением темпов роста: когда Mail.Ru Group приобрела социальную сеть, она практически не монетизировалась и потом выручка росла очень быстро, по сравнению с тем же рекламным рынком, продолжает Беспалов. Но постоянно расти так быстро невозможно, рано или поздно рост должен был начать замедляться.

Mail.ru Group стала владельцем «В контакте» в 2010 г., получив пакет от фонда DST Юрия Мильнера, который выводил свои интернет-активы на биржу. Сам Мильнер приобрел 25% «В контакте» в 2007 г., оценив всю компанию в $65,2 млн. В 2010–2011 гг. Mail.ruGroup докупила еще 15% «В контакте» исходя из оценки всей сети в $1,5 млрд. Затем основатель сети Павел Дуров продал свой пакет Ивану Таврину, а тот – Mail.ru Group. 100% контроля над социальной сетью Mail.ru Group получила в 2014 г., выкупив 48% у UCP за $1,47 млрд. Всего же Mail.ru Group потратила на покупку «В контакте» чуть больше $2 млрд, сообщала компания.