Продажи сим-карт в России упали ниже 100 млн штук в год
Такое произошло впервые за последние 10 летПродажи сим-карт в России сократились в прошлом году на 12% примерно до 97 млн штук, говорится в отчете AC&M-Consulting. В позапрошлом году было продано 110 млн сим-карт. Таким образом, впервые с 2009 г. (91 млн сим-карт) в России за год продано менее 100 млн сим-карт, указывает партнер AC&M Антон Погребинский. Он объясняет спад продаж тем, что операторы отказываются от активного продвижения новых подключений. Это требует больших затрат, а раздувание абонентской базы не приносит желаемой выручки, утверждает Погребинский. Также, по его словам, повлияло ужесточение правил продажи сим-карт и сокращение серого рынка.
Вместе с сокращением продаж сим-карт уменьшился и отток абонентов. В 2018 г. 39% абонентов сменили оператора – против 44% годом ранее. Стало меньше нелояльных абонентов, постоянно меняющих оператора, комментирует Погребинский, но их отток все равно в 1,5–2 раза выше, чем, к примеру, в странах Европы.
В целом база абонентов в России уменьшается, говорится в отчете AC&M: в прошлом году – примерно на 700 000 подписчиков и теперь их 255,7 млн (по количеству активных сим-карт). Сократилось количество абонентов у всех операторов сотовой большой тройки. Но их стало больше у «Т2 РТК холдинга» (Tele2) – примерно на 2,45 млн подписчиков до чуть более 44 млн. В 2018 г. Tele2 не только увеличила абонентскую базу – ее выручка росла двузначными темпами, отмечает представитель компании Ольга Галушина. Оператор выводил на рынок новые инновационные продукты и активно строил сотовые сети LTE – в результате интернет-трафик на абонента вырос на 45%, говорит она.
Отток абонентов раскрывает Tele2, а данные «Вымпелкома» в своей отчетности приводит его материнский холдинг Veon. В 2018 г. у этих операторов отток составил 37,5 и 51% соответственно.
Огромный оборот сим-карт в России президент объединенной «Связной-Евросети» Александр Малис объясняет избыточной ценовой конкуренцией между сотовыми операторами в последние годы. Поэтому в России один из самых низких средних чеков на сотовую связь в мире, говорит он. Сейчас идет процесс оздоровления рынка – операторы осознали бесперспективность перетока пользователей из одной сети в другую, задумались о повышении лояльности, снижении оттока пользователей и повышении отдачи от существующих абонентских баз, перечисляет Малис. По его мнению, оптимальным было бы снижение продаж сим-карт еще примерно на 30 млн, а оттока – до однозначных чисел. Малис утверждает, что на бизнес «Связной-Евросети» снижение продаж сим-карт не влияет. Платежи операторов за подключение абонентов составляют 5%, говорил ранее владелец SLV Group (ему принадлежит «Связной-Евросеть»), брат Александра Малиса Олег.
Отток снижался преимущественно за счет сокращения продаж в неоператорских каналах дистрибуции, отмечает представитель «Вымпелкома». Сейчас растут продолжительность обслуживания абонентов и потребление мобильного интернета. Средний чек в 2018 г. увеличился на 5,4%, говорит представитель оператора.
В условиях 200%-ного проникновения услуг сотовой связи высокие продажи сим-карт ведут к высокому оттоку, подчеркивает представитель МТС Алексей Меркутов. По его словам, МТС в последние годы поступательно снижает продажи сим-карт, выступая за оздоровление рынка. Оператор активно развивает конвергентные продукты и новые цифровые сервисы, объединяет их в экосистему, что снижает отток абонентов и повышает их лояльность, утверждает Меркутов. В 2018 г. у МТС были самые высокие темпы роста выручки с 2012 г. – в условиях стабильной абонентской базы и сокращения продаж сим-карт, рассказывает он.
Еще два года назад «Мегафон» перестал измерять успехи количеством абонентов, отмечает его представитель. Оператор ориентируется на продолжительность обслуживания абонентов и все усилия направлены на создание дополнительной ценности для клиентов, говорит он.