Госорганам станет сложнее закупать иностранную электронику и оборудование
Минпромторг предлагает запретить покупать их при наличии российских аналоговПроект постановления, который ограничивает госзакупки электроники госорганами, Минпромторг опубликовал в конце февраля. По нему они должны будут отказаться от закупок иностранных компьютеров, серверов, бытовой техники (например, холодильников) и телекоммуникационного оборудования, включая телефонную аппаратуру и оборудование для доступа в интернет, если у них есть российские аналоги. Найти их госзаказчики смогут в реестре российской радиоэлектроники, который создает Минпромторг.
Если в реестре есть нужное оборудование, закупить его можно будет только у российского производителя. Ограничения коснутся и закупок услуг связи, доступа в интернет и пропуска трафика: если для этого нужно оборудование, закупать его необходимо из реестра.
Цель – существенно увеличить долю отечественных производителей на внутреннем рынке, говорит представитель Минпромторга. Для этого вводится запрет на допуск иностранного оборудования при госзакупках и увеличиваются преференции российским производителям при закупках госкомпаний (они вырастут с 15 до 30% и в отдельных случаях могут быть повышены еще на 15%).
Власти не впервые ограничивают закупки иностранного оборудования. С 2016 г. госзакупщики должны отказывать иностранцам, если на конкурс поданы заявки о поставке двух и более продуктов российских производителей. Но часто приходит лишь один российский вендор – второго отечественного аналога просто нет и российским поставщикам приходится соревноваться с иностранцами, говорит представитель Минпромторга.
Министерство уже ведет реестр произведенного в России телекомоборудования, но запрета на покупку иностранных аналогов нет, указывает директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух. Ценовая преференция для российских производителей также не работала, говорит он: иностранные вендоры обходили ее за счет скидок и более низкой стоимости оборудования. Госзакупки у компаний, которые вносили свое оборудование в реестр, наоборот, сократились, сказал исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский: госзаказчики перестраивали технические требования так, что российская продукция отсекалась до торгов. На долю российских разработок среди них в лучшем случае приходится 15–20%, оценивает Покровский.
Постановление усложнит процедуры закупки, в первую очередь для заказчиков, считает старший вице-президент ZTE Russia Тигран Погосян. Оно дает широкие полномочия Минпромторгу вплоть до определения начальной стоимости контракта, отмечает он. Главная угроза – высокая преференция российским производителям в закупках госкомпаний (скидка в 30–45% при оценке стоимости контракта), говорит собеседник в одном из иностранных вендоров.
Считаться российским производителем в соответствии с проектом смогут только компании, более чем на 50% принадлежащие россиянам. Вендоры телекоммуникационного оборудования также должны владеть исключительными правами на используемый в нем софт и конструкторскую документацию. Передача исключительных прав российскому производству для зарубежного производителя неприемлема и лишает смысла создание и продолжение работы в России СП, сетует собеседник «Ведомостей» в одном из иностранных вендоров. Требование об отчуждении прав практически невыполнимо без подтвержденных заранее объемов реализации продукции, согласен Погосян.
Иностранные производители могут быть спокойны, пока на российском рынке не появятся схожие по качеству и функционалу отечественные продукты, говорит представитель Минкомсвязи. Создание реестра точно не скажется на скорости внедрения новых технологий, но поддержит российских разработчиков и минимизирует угрозы для информационной безопасности, уверен он.