Почему создатель Android испугался своего детища

Рик Майнер задумался, не стал ли Android монстром, который меняет мир не в лучшую сторону
Рик Майнер
Рик Майнер / NOAM GALAI / GETTYIMAGES

Операционная система Android стоит сегодня на 88% смартфонов, гласят данные Strategy Analytics. Но еще 10 лет назад он казался мертворожденным проектом. На рынке доминировали операционные системы (ОС) производства Nokia, Blackberry, Microsoft – и стремительно рвался вверх Apple с его iOS. Как же Рику Майнеру вместе с Энди Рубином, Ником Сирсом и Крисом Уайтом удалось обогнать Apple, а остальные ОС загнать в рамки статистической погрешности?

Крутая парковка

Майнер всегда умел мыслить нестандартно. Он был аспирантом, когда Массачусетский университет Лоуэлл послал его в Пенсильванию продать местным бизнесменам компьютерную программу своих студентов. Научный руководитель Майнера приехал в аэропорт загодя. А вот от Майнера не было ни слуху ни духу, даже когда до вылета оставалось 45 минут. На звонок он ответил, что со вчерашнего дня доводил до ума презентацию, но вот-вот пойдет заводить машину. До окончания посадки оставалось пять минут, когда Майнер, тяжело дыша, вбежал в самолет. Научный руководитель поразился: как же ему удалось найти свободное место для парковки, ведь был канун Дня благодарения. «Элементарно, – ответил Майнер. – Я затормозил перед входом в аэропорт, оставил ключи в заведенной машине и побежал на рейс. Думаю, машину куда-нибудь отгонят, а мне влепят штраф» (цитата по журналу UMass Lowell). Так и произошло. Причем штраф оказался меньше, чем Майнер заплатил бы на платной парковке за неделю, на которую растянулась поездка.

Майнер родился 25 мая 1964 г. Поначалу он хотел выучиться на физика. Но страсть писать компьютерные игры победила, и в 1989 г. он получил диплом по информатике. Массачусетский университет Лоуэлл он благодарил за две вещи: во-первых, за практический уклон в обучении; во-вторых, за то, что обрел деловую хватку.

При университете есть центр, где студенты занимаются коммерческими разработками под присмотром преподавателей. С ним сотрудничают многие компании – от небольших до гигантов, как IBM и Siemens. Майнер быстро стал руководителем одной из команд. Однажды они из 7281 процессора собрали устройство, обрабатывающее графику в высоком разрешении. В другой раз сделали аппаратуру и написали ПО для видеоконференций по интернету. На презентации Майнер поговорил по видеосвязи с местной пиццерией и заказал еду пришедшим топ-менеджерам и бизнесменам. В итоге программу купил за $9000 стартап Avid Technology, который позже заработал миллиарды на видеомонтаже.

Майнер знакомится с Рубином

К 1991 г. Майнер мог похвастаться контрактами на несколько миллионов долларов, заключенными для центра разработок, пишет UMass Lowell. Но он мечтал работать на себя и вместе со знакомыми основал стартап Wildfire. Они создали голосового помощника, предшественника Siri, Alexa, «Алисы» и им подобных проектов. Среди обязанностей Майнера было продвижение проекта в Европе. Он познакомился с руководством французского телекоммуникационного гиганта Orange, который в 2000 г. купил стартап за $142 млн.

Майнер стал вице-президентом Orange и помогал запускать первый смартфон оператора. На нем стояла операционная система Windows Mobile (выпускалась с 2000 по 2010 г., затем ей на смену пришла Windows Phone). Были у него и другие обязанности – и, выполняя их, Майнер перешел на другую сторону баррикад: вместо того чтобы искать венчурных инвесторов, сам стал раздавать стартапам деньги из фонда Orange Ventures. В том числе финансирование досталось стартапу с ярким названием Danger. Так Майнер познакомился с Рубином.

Кто еще сделал Android

Кроме Энди Рубина и Рика Майнера у Android есть еще два основателя. Ник Сирс увлекся компьютерами, когда служил в армии в 1980-х, и потратил на покупку IBM PC $3200 – огромные деньги по тем временам. Демобилизовавшись, в 1989 г. он устроился финансовым аналитиком в компанию связи McCaw Communications. Каждый год ее инженеры предсказывали наступление эпохи беспроводного интернета – и каждый раз ошибались. Зато начальник, большой фанат всемирной сети, пылкими речами убедил Сирса, что за этой технологией будущее. В середине 1990-х Сирс попытался запустить собственный интернет-магазин. От идеи пришлось отказаться по семейным обстоятельствам: понадобился стабильно высокий доход. Он устроился в штат сотового оператора T-Mobile, вырос до вице-президента и с 2000 г. занимался тем, что «пытался соединить компьютер, мобильный телефон и интернет в одном устройстве» (цитата по его LinkedIn). Там он познакомился с Рубином, смартфон которого согласился продавать T-Mobile, и присоединился к Android. Другой соавтор Android – Крис Уайт. Он успел поработать программистом в Sun Microsystems и Apple, потом 10 лет занимался созданием интерфейса для WebTV, где работал Рубин.

Рубин успел поработать над созданием компьютера Quadra в Apple, одного из первых карманных персональных компьютеров в компании General Magic и одного из первых умных телевизоров в WebTV (в 1997 г. проект куплен Microsoft и сейчас называется MSN TV).

С 1999 г. Рубин основал тот самый стартап Danger и сделал смартфон Hiptop. Как-то он рассказывал о своем проекте студентам, послушать его пришли Ларри Пейдж и Сергей Брин. После лекции они познакомились, повертели в руках прототип и обнаружили, что поисковиком стоит по умолчанию Google. «Круто!» – не удержался Пейдж, который бредил идеей создать собственный смартфон. И на этом их с Рубином пути временно разошлись.

В 2003 г. Рубина вытеснили из Danger. Он основал следующий стартап и назвал его Android. Рубин – энтузиаст робототехники, постоянно выдумывающий новые устройства. Позже в Google он приспособит гигантскую механическую руку варить ему кофе с помощью кофемашины, активируясь командой по sms. Размер у руки был такой, что она могла бы без труда поднять небольшой автомобиль, шутил его коллега в беседе с Business Insider. Неудивительно, что приятели дали Рубину кличку Андроид, обыграв первые буквы имени и фамилии.

Чем мог бы стать Android

Сначала Рубин думал создать бесплатное ПО для цифровых фотокамер. Инвесторов под такую идею не нашлось. Тогда вместе с Майнером, который отвечал за смартфоны в Orange, Сирсом, который занимался тем же самым в операторе связи T-Mobile, и Уайтом, специалистом по созданию интерфейсов, они стали прорабатывать следующую задумку: конкурента ОС для смартфонов.

В те годы лидером на рынке ОС для мобильных телефонов была Nokia с ее Symbian. Все еще популярным, хотя стремительно теряющим позиции оставался Blackberry с операционной системой RIM. Наконец, в тройку лидеров входил Microsoft с Windows Mobile.

Идея вывести еще одного игрока на рынок не была революционной. Майнер припоминал как минимум две серьезные попытки сделать это, в том числе в недрах Samsung. «Им не хватало многих вещей. Например, видеокодеков, MIDI-секвенсора, распознавания речи», – объяснял он (цитата по интернет-изданию PCWorld).

ОС Android пришлось делать бесплатной. Ее создали на базе ОС для компьютеров Linux, а по условиях лицензии, если вы использовали наработки Linux, получившийся продукт продавать запрещено. Стартап рассчитывал заработать, помогая мобильным операторам изменять Android под свои требования и брендировать его.

Это была безумная идея. Рынок был полностью захвачен операторами мобильной связи. Они продавали телефоны, они заказывали для них программы, они занимались маркетингом, описывает минусы бизнес-стратегии Android журнал Business Insider. Прежде Danger Рубина и Hiptop выжили только потому, что им заинтересовался оператор T-Mobile, переименовал телефон в T-Mobile Sidekick и сам занялся его продажей. Большинство владельцев даже не подозревали, что аппарат на самом деле разработан каким-то стартапом. Пускать новичков на уже поделенный рынок сотовые операторы не собирались.

Инвесторы это отлично понимали, поэтому в 2004 г. Android оказался без денег и на грани краха. Рубин тянул до последнего, но ему все же пришлось звонить своему знакомому Стиву Перлману и просить у него помощи. Деньги были нужны срочно, так что Перлман побежал в банк, снял со счета $10 000 и вывалил перед стартаперами пачки 100-долларовых банкнот.

Спасение Android

Тем временем Пейдж прослышал про Android. В январе 2005 г. Рубин и Сирс отправились на встречу в Google. Их встретили оба основателя компании. Брин с порога поразил тем, что пришел без обуви и с дешевыми пластиковыми часами Disney.

Пейдж одарил Рубина целым букетом комплиментов – какой же великолепный у него получился смартфон T-Mobile Sidekick! Брин, отпустив несколько шуток, присоединился к беседе и стал выспрашивать о технологических деталях смартфона, потом перешел к вопросам про Android. Стало ясно, что стартап заинтересовал Google. Но совершенно непонятно почему. Был ли он союзником или конкурентом, учитывая идею Пейджа выпустить собственный аппарат? На всякий случай на следующую встречу через 45 дней отправились все четыре основателя Android. И прямо на пороге услышали предложение о покупке.

Предложение вызвало жаркие споры, пишет Business Insider. Деньги явно были нужны. Но Майнер хотел, чтобы компания оставалась небольшим стартапом. Потребовалось несколько месяцев, чтобы его переубедить. 11 июля 2005 г. Google приобрел Android, сделка оценивалась в $50 млн.

Однако Майнеру удалось настоять на двух вещах. И Google, и Android были основаны в Калифорнии. Но Майнер работал из Кембриджа, где поселился еще в 1990-е, и наотрез отказывался переезжать. Пришлось Google открыть подразделение в Кембридже, пишет Boston Magazine.

Кроме того, Android не сразу влился в Google, а долгое время оставался стартапом внутри большой корпорации, ухитряясь держаться особняком, рассказывает Business Insider. У него была отдельная штаб-квартира, оформленная в собственном стиле. Вход в нее охранял сайлон – персонаж фильма «Звездный крейсер «Галактика». Как правило, Google проверял коды, написанные разными подразделениями, перед выпуском продукта. Но Android стал исключением и почти два года не подпускал сотрудников Google к своим исходникам.

Дроид Motorola

Android изменил подход Google к мобильному бизнесу. Прежде корпорация пыталась разрабатывать свои приложения и договариваться с производителями вроде Nokia или Blackberry об их интеграции в ОС. Теперь же Google создал собственную экосистему, в которой по умолчанию были его приложения. Оставалось решить две важнейшие задачи. Во-первых, найти производителя, который установит ее на своих смартфонах. На это согласилась тайваньская HTC, заинтересованная в покорении американского рынка. В 2007 г. прототип телефона с Android, названный G1 (от слова Google), был готов. Во-вторых, убедить какого-нибудь оператора продавать их телефон. Verizon и Sprint отказали сразу. AT&T не говорил ни «да» ни «нет». T-Mobile полгода вел переговоры и тоже отказал. Но создатели Android не сдавались. Сирс, как бывший работник T-Mobile, сумел добраться до гендиректора компании Роберта Додсона и в личной беседе убедил его, и тот передумал.

Казалось, все препятствия сняты. И тут как гром среди ясного неба в 2007 г. Стив Джобс объявил о выходе iPhone. Джобс изменил правила игры. У прототипа G1 клавиатура была встроена в смартфон-слайдер: чтобы до нее добраться, надо было отодвинуть экран. iPhone отказался от физической клавиатуры, оставив только виртуальную. Еще до появления в продаже он вызвал такой ажиотаж, что основателям Android пришлось экстренно собираться и решать, стоит ли экстренно перекраивать весь интерфейс под виртуальную клавиатуру, рассказывал источник Business Insider.

Но Джобс невольно помог Android. Правами на продажу iPhone эксклюзивно владел оператор AT&T. Привлеченные новомодным гаджетом клиенты стали уходить к нему от других конкурентов. Те забеспокоились.

Более того, Джобсу удалось взломать лед и договориться, что приложения и контент будет предоставлять клиентам не AT&T, а Apple, объясняет Business Insider. Android стало проще договориться о похожей схеме с операторами. Что он и сделал: в 2008 г., с отставанием на год от iPhone, на американский рынок вышел первый телефон с Android HTC Dream. Пришла пора нервничать Джобсу. Он обвинил создателей Android в краже его идей и назвал «мудаками».

Но главным драйвером для Android стал другой аппарат. В 2009 г. Motorola решила поэкспериментировать и выпустила собственную модель с Android. Возможно, она уступала по характеристикам iPhone, но была одной из лучших на рынке, считает Business Insider.

Оператор Verizon поверил, что это его шанс в борьбе с AT&T, и вложил в маркетинг $100 млн. Часть этих денег ушла на лицензионные платежи Джорджу Лукасу: модель назвали Droid и продвигали на волне интереса к саге «Звездные войны». А в рекламе намекали на недостатки iPhone вроде отсутствия вспышки, сменного аккумулятора, открытой среды разработки и аппаратной клавиатуры. И у HTC Dream, и у Motorola Droid клавиатура все еще была физической. Droid не смог повторить успех iPhone. Но оказался достаточно популярным, чтобы привлечь внимание всего мира к Android.

Послесловие

Когда основатели Android в поиске инвесторов пришли к Samsung, там их просто высмеяли, утверждает интернет-сайт PhoneArena. А в 2009 г. Samsung перешел на Android, выпустив Galaxy i7500. Когда-то венчурный капиталист объяснил Майнеру свой отказ в инвестициях: «Чтобы отбить затраты, нужно продать минимум миллион этих штук [смартфонов с Android]». Прошло 10 лет – и, по оценкам Business Insider, в мире продано более 7,5 млрд таких аппаратов, не считая умных часов, телевизоров, устройств для умного дома и прочих гаджетов с этой ОС.

Но основатели давно не имеют отношения к развитию Android. В 2012 г. из Google ушел Уайт и открыл стартап Bluegraf, который продавал ПО для промышленных компаний. Попытка оказалась неудачной, в 2015 г. стартап закрылся.

В 2013 г. Android покинули трое оставшихся основателей. Сирс два года учился на курсах МВА. Потом основал стартап Big Career, помогающий людям в вопросах карьерного роста.

Рубин занялся любимым делом: создал в Google проект по робототехнике. В 2014 г. уволился ради собственного стартап-инкубатора Playground.global. Два года назад он сделал еще один подход к рынку смартфонов, обнародовав идею телефона-конструктора Essential Phone PH-1. Аппарат ценой от $700 представлял собой отдельные блоки на магните. Из них можно было каждый день собирать себе смартфон под текущие задачи. Например, вставить в него блок с хорошей фотокамерой, блок с джойстиком для игр и даже аквариум с тихоходками и электронный микроскоп, чтобы наблюдать за ними. Но идея не выстрелила.

10 уловок разработчиков

Майнер не единственный, кто бьет тревогу, опасаясь, что современные технологии наносят вред. Сооснователь Facebook Шон Паркер беспокоился, какое влияние соцсети оказывают на детей. В Университете Мичигана поставили эксперимент на студентах и сделали вывод: у людей, хотя бы 10 минут прокручивающих ленту новостей в соцсети (что все чаще делают в смартфонах), к концу дня настроение хуже, чем у общавшихся с друзьями в реальном мире или писавших посты в те же соцсети. Два года назад бывший дизайнер Google Тристан Харрис обвинил разработчиков программ для смартфонов, что они используют те же уловки, что и производители игровых автоматов, чтобы заставить людей как можно чаще включать смартфон и залезать в приложения. Среднестатистический человек проверяет смартфон около 150 раз в день, подсчитал он. По данным The Telegraph, в прошлом году Google провел исследование, которое подтвердило: многие приложения действуют по классической схеме заманивания «тиггер – действие – вознаграждение». Харрис выделил 10 уловок, с помощью которых разработчики держат на крючке людей. Например, бесконечные ленты новостей и автозапуск видеороликов, боязнь обидеть собеседника, когда он видит, что сообщение прочитано, а ответа нет, просьба поставить оценку в один клик, за которой скрывается трехстраничная анкета, и т. д. Интересную уловку применила The New York Times. Подписаться на ее рассылку можно буквально в один клик. А чтобы отказаться, надо нажать на «отменить подписку», получить письмо по электронной почте с номером телефона, дозвониться и тогда уже отменить. Подобных приемов в арсенале разработчиков тысячи и тысячи, уверяет Харрис.

Майнер – единственный, кто остался в Google. В 2013 г. он снова превратился из стартапера в бизнес-ангела, став партнером Google Ventures. Он также числится советником Google Ventures и заседает в совете директоров ряда стартапов. В зону его ответственности вошли проекты на Восточном побережье США. Про свои инвестиционные решения он говорил, что они порой опережают время: «Я не ошибался. Просто был склонен действовать рано. Иногда слишком рано» (цитата по интернет-изданию Recode). В 2016 г. было объявлено, что его перебрасывают для решения другой задачи внутри Google – некоего секретного образовательного проекта, о котором сам Майнер отзывался так: «Я сам толком не понимаю, что мы создаем» (цитата по Fortune). Прошедшие годы не прибавили особой ясности у широкой публики. Сам Майнер еще больше запутывает ситуацию неожиданными заявлениями. Например, что детей в школе надо учить стенографировать, а не печатать на клавиатуре. Или недавним выступлением в Twitter: «Меня тревожит мир, который я помог создать, – мир, в центре которого находится смартфон, мир, ломающий существующие порядки, – и как он повлияет на людей, которые выросли, считая все это нормой». В этом посте Майнера была ссылка: учитель попросил студентов не отключать звук телефона и подсчитал, сколько звонков, sms, сообщений из мессенджеров, алертов соцсетей и прочего они получили за один-единственный урок. Счет идет где на десятки, а где на сотни уведомлений.

Рик Майнер