Российские компании все больше тратят на мобильную связь

Рынок корпоративной связи растет намного быстрее розничного
Корпоративную связь сейчас имеет львиная доля сотрудников, работающих «в полях»
Корпоративную связь сейчас имеет львиная доля сотрудников, работающих «в полях» / Максим Стулов / Ведомости

В прошлом году доходы сотовых компаний от услуг связи для корпоративных клиентов выросли на 15%, подсчитало агентство AC&M Consulting. Схожие данные и у другой исследовательской компании, «ТМТ консалтинга»: по словам ее гендиректора Константина Анкилова, рост корпоративного рынка связи в 2018 г. колеблется от 11 до 15%. На корпоративный сегмент приходится около 13,5% российских сотовых абонентов и 15,5% сервисной выручки операторов, что составляет около 43 млн абонентов и 140 млрд руб., посчитал управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев.

А вот розничный рынок сотовой связи в прошлом году вырос в деньгах менее чем на 3%, оценивает AC&M Consulting. На темпы роста негативно повлияли агрессивные тарифные предложения и возвращение безлимитных тарифов, считает Алексеев. По оценке Анкилова, розничный рынок вырос на 4%.

На корпоративном рынке не падает, а даже растет выручка от традиционных услуг связи, утверждает Алексеев. Количество корпоративных сим-карт увеличивается – их стали выдавать сотрудникам даже совсем небольшие компании: например, интернет-магазины со штатом пять человек и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие несколько кассовых аппаратов. По его словам, это нужно, в частности, чтобы смартфоны сотрудников легче было интегрировать в интеллектуальные корпоративные сети – например, подключать к виртуальным АТС.

Но главная причина роста – спрос на новые услуги. Если два года назад лишь на 30% корпоративных сим-карт был подключен мобильный интернет, то теперь речь идет о 70%, следует из материалов AC&M. Количество используемых корпоративных сим-карт на сети МТС растет, при этом доступом в интернет регулярно пользуется уже более 70% корпоративных клиентов МТС, рассказывает директор департамента продуктов и коммерческого сопровождения бизнес-рынка Елена Нечай.

Также операторы зарабатывают и на облачных услугах, которые консолидируются как услуги связи в тех случаях, когда клиент покупает их в пакете с телекоммуникационными сервисами, объяснили «Ведомостям» топ-менеджеры двух сотовых операторов. Облачная выручка в 2018 г. составила 3 млрд руб. (менее 1% от всех прошлогодних доходов российских сотовых компаний), но доход от облачных сервисов растет на 30–40%, отмечает Алексеев. МТС в 2018–2019 гг. приобрела дата-центр «Авантаж» и облачного провайдера «ИТ-град», говорит он. При этом «Мегафон» запустил услугу «Виртуальный ЦОД», «Вымпелком» предлагает свой сервис BeeCloud, перечисляет Алексеев. По данным AC&M, в прошлом году выручка сотовых компаний от облачных сервисов выросла на 150%.

Мобильная выручка «Вымпелкома» от обслуживания корпоративных клиентов в прошлом году выросла на 11%, рассказывает его представитель Анна Айбашева. Выручка от сервисов, связанных с большими данными и искусственным интеллектом, растет двузначными темпами, утверждает она. По ее мнению, в дальнейшем будет расти спрос на сервисы, объединяющие несколько видов связи (например, фиксированную и мобильную).

Представитель Tele2 Ольга Галушина говорит, что число корпоративных клиентов ее компании в прошлом году выросло на 15%, а выручка от их обслуживания – на 35%. Суммы доходов она не назвала.

В сегменте услуг для корпоративных клиентов доля мобильной связи в доходах высока – но она уже не самое быстрорастущее направление бизнеса, передала «Ведомостям» Нечай. Говорить о высоких темпах роста можно, лишь принимая во внимание все сервисы для корпоративного рынка, например интернет вещей и другие телематические сервисы, подчеркивает она.

Представитель «Мегафона» не ответил на запрос «Ведомостей».

Корпоративную связь сейчас имеет львиная доля сотрудников, работающих «в полях»