Создателю цифрового профиля будет сложнее на нем заработать

Вице-премьер Максим Акимов против создания системы по концессии
Вице-премьер Максим Акимов против создания системы по концессии
Вице-премьер Максим Акимов против создания системы по концессии / Евгений Разумный / Ведомости

Вице-премьер Максим Акимов выступил против создания цифрового профиля по модели концессионного соглашения. Государственно-частное партнерство и концессия не рассматриваются как модель для создания его инфраструктуры, рассказал «Ведомостям» представитель Акимова, отказавшись комментировать детали обсуждения.

Цифровой профиль будет госсистемой, в 2019–2020 гг. будет заключен госконтракт с исполнителем на ее разработку, объяснил представитель «Ростелекома». Создание инфраструктуры профиля по госконтракту – основной обсуждаемый чиновниками вариант, подтверждает и знакомый одного из участников совещания у Акимова.

Изначально предложение о концессии появилось в концепции цифрового профиля, подготовленной к февральскому совещанию у Акимова (ее разрабатывают ЦБ и «Ростелеком», будущего исполнителя проекта они не называли). «Ведомости» ознакомились с этой версией концепции, актуальность предложения о концессии подтвердил человек, знающий ее содержание от одного из участников совещания. Представитель ЦБ не ответил на запрос «Ведомостей».

Цифровой профиль – это набор юридически значимых электронных документов и актуальных данных из государственных информационных систем. Он должен давать бизнесу и госорганам данные о людях по принципу одного окна, чтобы с их персонального согласия более эффективно предоставлять государственные и коммерческие услуги, например выдавать кредиты или менять устаревшие документы.

Согласно февральской версии законопроекта Минкомсвязи с описанием будущего цифрового профиля компании должны оплачивать некоторые запросы к цифровым профилям людей. Платное или бесплатное использование инфраструктуры профиля будет зависеть от того, кто запрашивает информацию, его целей и самих запрашиваемых данных, рассказывал представитель ЦБ. В каких случаях будет взиматься плата и в каком размере, по законопроекту должно определять правительство.

Акимов выступил против концессии, чтобы частный партнер по такому соглашению не зарабатывал на платном распространении данных о людях, уверяет профильный эксперт, знающий это от одного из правительственных чиновников. Сохранность данных граждан в цифровом профиле требует особой меры ответственности, которую может обеспечить только государство, создавая и эксплуатируя систему цифрового профиля, объясняет представитель Акимова.

Хотя формат концессии дал бы концессионеру больше полномочий для работы с данными, чем исполнение госконтракта, говорит директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. Как правило, по договору концессии компания может некоторое время использовать саму систему и данные в ней, хотя конкретные полномочия в каждом соглашении прописываются отдельно, рассказывает она. Исполнитель госконтракта же лишь создает систему и может поддерживать ее, но не использовать вместе с данными, объясняет Орехович.

Еще одно отличие концессии и госконтракта – в финансировании. Госконтракт оплачивается полностью из бюджета, а концессия может частично финансироваться концессионером, рассказывает Орехович. Кроме того, стороны могут договориться, чтобы концессионер оказывал дополнительные услуги для монетизации проекта, продолжает она.

Максим Акимов
вице-премьер

«Сейчас эти данные на вас ­собираются, но вы не знаете, где они хранятся и кто получает разрешение на их использование. Профиль позволяет собрать цифровую идентичность человека, перевязав записи о нем в разных системах. Так, чтобы человек увидел, какие записи о нем хранятся, и мог предоставлять к ним ­доступ для разных сервисов».

Концессионное соглашение больше мотивирует концессионера, считает один из разработчиков российского законодательства по государственно-частному партнерству в IT: при концессии исполнитель проекта заинтересован в качестве, чтобы на нем зарабатывать, поэтому он вкладывает заработанные на концессионном проекте деньги в его же развитие.

Отказ же от концессии еще не означает, что на проекте никто не заработает. Государство может собирать госпошлины или комиссии за пользование его инфраструктурой, говорит собеседник «Ведомостей». Но не факт, что они вернутся из бюджета для развития самого цифрового профиля, предупреждает он. А если доступ к цифровому профилю будет для всех бесплатным, не ясно, кто будет заинтересован в его развитии при очевидной нарастающей нагрузке со стороны пользователей, добавляет собеседник «Ведомостей».

Эффективнее было бы создать инфраструктуру цифрового профиля через механизм концессии, согласен директор департамента Сбербанка по работе с госсектором Михаил Чачин. Такой формат позволит эффективнее оказывать услуги пользователям, объясняет он, а через заключение госконтракта такую модель не построить.