Криптовалюты не вошли в Гражданский кодекс
Госдума смогла принять только понятие «цифровых прав»Госдума отказалась от определения понятия «цифровые деньги» в Гражданском кодексе, которое должно было закрепить в законодательстве криптовалюты, следует из принятых 5 марта во втором чтении поправок в ГК. В законопроекте есть определение «цифровых прав», но биткойны, эфир и другие криптовалюты не имеют отношения к «цифровым правам», сообщил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку и один из авторов законопроекта Анатолий Аксаков. «Цифровые права» – финансовые инструменты, которые будут выпускаться в информационной системе на базе распределенного реестра, т. е. в блокчейне, в соответствии с российским законодательством, а регулировать эти финансовые инструменты будет Банк России, говорит Аксаков.
Законодатели не могли не услышать Центральный банк, который декларирует, что никакой другой валюты, кроме рубля, в России быть не может, замечает партнер KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов: вероятно, по этой причине из законопроекта и было исключено понятие «цифровых денег». Разработчики законопроекта решили не рисковать, юридическое определение платежных токенов (классических криптовалют по типу биткойна) оказалось непосильным, и исключили понятие «цифровых денег» из законопроекта, считает партнер юридической компании Taxology Михаил Успенский. С технической точки зрения цифровые права и цифровые деньги схожи, поэтому для унификации оборота классическую платежную криптовалюту также целесообразно признать имущественными правами, как в свое время суды признали имущественными правами безналичные денежные средства на счетах в банках, объясняет он: этот подход вполне можно использовать в законопроекте «О цифровых финансовых активах» (ЦФА).
Поправки в ГК, принятые во втором чтении, приравняют цифровые права к имущественным – наряду с безналичными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами. Распоряжение этими правами, в том числе передача, залог или обременение, возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу, говорится в проекте. Под такой информационной системой понимается блокчейн, объясняет Аксаков. Цифровые права сейчас приравнены к имущественным правам, а не к вещам, хотя у авторов законопроекта о ЦФА в первом чтении были и такие попытки, вспоминает Успенский. Разделение на вещи и права – один из наиболее принципиальных моментов: у них разные правила оборота и налогообложения, указывает юрист. Например, имущественные права не дают возможности претендовать на освобождение от подоходного налога за давностью владения, поясняет он.
Но определения «цифровых прав» и признаков информационной системы в проекте поправок, принятом во втором чтении, нет. Что относится к этим правам, должен определить законопроект «О цифровых финансовых активах», который Госдума планирует рассмотреть во втором чтении на следующей неделе, говорит Аксаков. После этого также будет принят законопроект об инвестиционных платформах (краудфандинге). Все три законопроекта должны вступить в силу 1 октября 2019 г., обещает он.
Российские законодатели уже год пытаются урегулировать выпуск и обращение токенов (цифровых финансовых активов) и криптовалют в России. За это время из законопроекта «О ЦФА» пропали определения майнинга и положения о налогообложении этой деятельности: в открытых блокчейнах (таких как биткойн или эфир) использовать российское право невозможно, поэтому от регулирования деятельности, связанной с ними, законодатели отказались, объяснял «Ведомостям» Аксаков.
Октябрьская версия законопроекта регулировала только порядок выпуска и обращения ЦФА. В частности, депутаты планировали разрешить российским непубличным компаниям – акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью – удостоверять права участия в капитале с помощью ЦФА. Контролировать выпуск ЦФА, а также вести реестр занимающихся этим операторов должен будет ЦБ.