Правительство займется искусственным интеллектом для Путина
Национальная стратегия должна появиться в июнеВ России появится национальная стратегия по искусственному интеллекту (AI). Президент Владимир Путин поручил разработать ее к 15 июня, указано на сайте Кремля. Первые предложения уже к 25 февраля должны были представить правительство и Сбербанк – публично они этого не делали. Правительство подготовило предложения вовремя, утверждает представитель вице-премьера Максима Акимова, не раскрывая их содержания. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.
Государство заинтересовано в развитии рынка AI, так как само может широко его использовать, уверена директор группы консультирования в области IT KPMG Алена Дробышевская. В системе дорожных камер уже работают технологии распознавания номеров машин, чтобы выписывать штрафы, приводит она пример. Искусственный интеллект помогает распознавать голос для идентификации собеседника, что внедряется повсеместно и в госорганах, и в компаниях. Очень популярны роботы-автоответчики и более продвинутые чат-боты, которые работают на сайтах компаний и в колл-центрах, говорит Дробышевская. Так, X5 Retail Group сократила затраты на общение с клиентами и увеличила количество и ассортимент товаров в их корзине на 10–20%, внедрив машинное обучение в программу лояльности «Перекрестка», рассказывал его представитель. В сфере искусственного интеллекта «очень большое поле для творчества», но часто бывают ошибки, Сбербанку случалось терять из-за них миллиарды рублей, признавал президент госбанка Герман Греф.
Многие компании продают свои разработки за рубеж. Например, пермская Promobot в 2018 г. продала 2800 роботов-консультантов американской Intellitronix за $56,7 млн.
Если в национальной стратегии будет определен вектор задач, а не ограничений, то инициатива очень быстро даст положительный эффект, считает руководитель группы машинного обучения «Инфосистемы джет» Николай Князев. А вот гендиректор «Цифры» Игорь Богачев не уверен в необходимости стратегии – сфера так быстро развивается, что зафиксировать ее в документе слишком трудно. Если страна хочет выйти на лидерские позиции, власти в первую очередь должны создать тихую гавань для разработок искусственного интеллекта, считает Богачев: стимулировать компании, лаборатории и исследователей, создавать условия для инвестиций, защищать интеллектуальную собственность. А направления работы участники рынка выберут сами, отмечает Богачев.
Сейчас главная сложность при работе с технологиями AI – получить доступ к качественным данным для анализа, отмечает основатель компании Ubic (занимается обработкой и анализом больших данных) Виталий Саттаров. Государство должно определить правила для рынка и порядок доступа к данным, заключает Саттаров. Также нужна законодательная база применения алгоритмов искусственного интеллекта, согласен Богачев. Стратегия нужна – фрагментарной активностью лидеров в этой сфере не догнать, уверен гендиректор «Центра речевых технологий» Дмитрий Дырмовский.
Выручка мирового рынка софта для AI вырастет в 13 раз и достигнет $105,8 млрд к 2025 г., прогнозирует исследовательская компания Tractica. Уже более 20 стран приняли стратегии и программные документы по искусственному интеллекту, например США, Китай, Сингапур, указывает руководитель проектного офиса «Цифровой экономики» Владимир Месропян.
В России приоритетными сферами его внедрения, как и везде в мире, могут стать здравоохранение, образование, промышленность, транспорт, перечисляет Месропян. Отдельный стимул нужен сферам, где нововведения традиционно происходят медленно, например госсектору, считает Князев.
Стратегия должна решить юридические проблемы, которые сейчас связаны с AI, советует директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. Например, в Китае все увешано датчиками, указывает Саттаров, поэтому Китай быстро отрывается в развитии AI, хотя плата за это – сильное ограничение личных свобод. В Европе личные свободы ценятся больше, но и успехов в сфере AI меньше, сравнивает Саттаров: России нужно найти баланс.