ОЭСР предложила способы налогообложения технологических гигантов

Многие страны недовольны их низкими платежами
ОЭСР предложила способы собрать налоги с технологических гигантов
ОЭСР предложила способы собрать налоги с технологических гигантов / JENS KALAENE / dpa / ТАСС

Цифровая трансформация экономики позволяет технологическим компаниям предлагать продукцию и услуги в странах, где они не присутствуют, экономя на налогах. Годами такие компании, как Alphabet, Apple, Facebook, аккумулировали прибыль в юрисдикциях с низкими налогами на иностранный капитал, например Ирландии или Нидерландах. По оценкам Национального бюро экономических исследований США, в 2015 г. транснациональные корпорации перевели более $600 млрд, или около 40% своей прибыли, в налоговые гавани. Более $100 млрд досталось одной только Ирландии.

Десятки государств хотят обложить технологические компании новыми цифровыми налогами. Но односторонние действия могут привести к двойному налогообложению, считает ОЭСР. Проблема была поднята еще в 2015 г. и стала частью плана G20 по противодействию размыванию налогооблагаемой базы. На прошлой неделе ОЭСР представила документ, в котором рассматривает три варианта ее решения. До 1 марта ОЭСР проводит публичные консультации по этим предложениям, в июне планирует подготовить рекомендации и прийти к соглашению к концу 2020 г.

Первый вариант связан с оценкой вовлеченности пользователей в деятельность компании в той или иной стране (предоставление услуг пользователям и получение от них данных и контента). Это важно для социальных медиа, поисковиков, маркетплейсов, которые не платят налоги с прибыли в стране, где находятся пользователи. Предлагается обязать компании перевести часть прибыли в юрисдикции, где находятся пользователи, даже если у них там нет физического присутствия.

Проблема в том, как рассчитать такую прибыль, указывает ОЭСР. Один из вариантов – распределить остаточную прибыль среди стран, которые будут взимать с нее налог, а прибыль от текущей деятельности – облагать по старым правилам.

Второе предложение, связанное с маркетинговыми нематериальными активами, позволит изменить правила налогообложения прибыли для существенно большего круга компаний. Такие активы, включая бренд и торговые марки, клиентские данные, будут рассматриваться как созданные в той стране, где работает компания. Страна сможет облагать налогом всю или часть остаточной прибыли, связанной с такими активами, а оставшаяся прибыль будет распределяться между подразделениями компании по правилам трансфертного ценообразования.

Третье предложение связано с понятием существенного экономического присутствия компании в стране. Основой для расчета будет выручка, получаемая в долгосрочной перспективе, но только в связи с другими факторами, среди которых наличие базы пользователей, цифровой контент, местные платежи, поддержка сайта на местном языке, ответственность за конечную доставку продукта или услуги поддержки, постпродажного обслуживания, ремонта, маркетинговая деятельность. Такие доходы могут быть обложены налогом у источника их выплаты, но так, чтобы не возникало двойного налогообложения.

«Появление наднационального регулирования налогообложения таких [технологических] компаний и распределения налогов между странами, где они работают, неизбежно», – говорил в интервью «Ведомостям» министр экономического развития Максим Орешкин. Пока в разных регионах пытаются решить проблему по-своему. Например, в России взимается НДС с продаж зарубежных IT-компаний. Еврокомиссия предложила в 2018 г. ввести в Евросоюзе 3%-ный цифровой налог с местной выручки крупных иностранных технологических компаний. Но против выступили Ирландия, Швеция и Дания. Поэтому некоторые страны думают сами принять аналогичные законы. Так, Великобритания собирается сделать это в 2020 г. и ожидает получать 400 млн фунтов ($512 млн) в год. Франция планирует представить такой законопроект в феврале. По словам министра экономики Брюно Ле Мэра, налог, который она начнет взимать задним числом с 1 января 2019 г., позволит пополнять казну на 500 млн евро в год. Но Франция отменит этот налог, если ее устроит предложение ОЭСР. Изучают идею цифрового налога также страны Азии и Латинской Америки.

Думают над тем, как собирать налоги с иностранных IT-компаний, и в России: Госдума вместе с Федеральной налоговой службой (ФНС) подготовят предложения об их налогообложении, следует из опубликованного протокола Совета Госдумы. «Мы сейчас запросили в ФНС дополнительную информацию, обсудим ее с экспертами. Потому что вопрос [о налоговых платежах компании в России] стоит намного глубже, чем его воспринимает компания Google», – сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин (его цитирует «Интерфакс»). Ранее о такой проблеме говорил и председатель Национального совета Словакии Андрей Данко: «Крупные компании типа Google, Facebook работают на территориях европейских стран, но при этом налоги не платят».

Под прицел попадают прежде всего американские технологические гиганты. Но может получиться так, что они сначала будут платить налог на выручку в одной стране, а затем – налог на прибыль в другой. Поэтому США хотят найти альтернативный вариант, причем для компаний из всех отраслей, а не только технологических.

Технологические компании против введения национальных цифровых налогов, но готовы пересмотреть суммы налогов, которые они платят в разных странах, пишет The Wall Street Journal. Alphabet, Facebook и Amazon уже меняют свои схемы, чтобы отчитываться о более высокой выручке в странах, где они ведут бизнес. В январе бывший британский вице-премьер Ник Клегг, который теперь консультирует Facebook, признал наличие «дисбаланса» в том, что компания в основном платит налоги в США, хотя большинство ее пользователей находятся за границей.

Кроме того, компании пытаются урегулировать претензии отдельных стран. Недавно стало известно, что Apple в декабре согласилась доплатить налоги во Франции. Сколько – не раскрывается, но французские СМИ пишут о 500 млн евро за 10 лет. В 2018 г. Amazon заплатила Франции 200 млн евро и пообещала декларировать всю прибыль в стране. В 2016 г. Google договорилась доплатить в Великобритании 130 млн фунтов ($167 млн) за 10 лет. Однако эта сделка подверглась критике парламентариев, которые посчитали сумму слишком маленькой. Самый громкий пример – решение Еврокомиссии в 2016 г. обязать Apple доплатить 13 млрд евро налогов в Ирландии, соглашение с которой позволило компании в 2003–2014 гг. платить от 0,005 до 1% налога на прибыль с европейских продаж.

ОЭСР предложила способы собрать налоги с технологических гигантов