В России стремительно набирает популярность приложение для обмена видео TikTok
Оно уже на четвертом месте по длительности использованияUBS Evidence Lab впервые выпустила отчет об использовании мобильных приложений социальных сетей и мессенджеров в рунете, составив список мобильных приложений, где российские граждане проводят больше времени. Первые строчки заняли мессенджер WhatsApp, социальные сети «В контакте» и Instagram и мессенджер Viber. Новый участник списка, TikTok, приложение для обмена короткими видео, – в этом году уже попал на четвертое месте.
TikTok разработала в 2016 г. китайская ByteDance. Аналитики Fast Company (собирает данные о технологических инновациях в мире) год назад включили ByteDance в список 50 самых инновационных компаний мира. По собственным данным TikTok, число его пользователей в мире превышает 500 млн. В недавнем исследовании «Детский рунет 2018» Института исследований интернета, подготовленном при поддержке Минкомсвязи, говорится, что более 40% пользователей TikTok – моложе 18 лет. Популярность приложения подтверждают и данные Mediascope, предоставленные по запросу «Ведомостям» (декабрь, города с населением более 100 000 человек, пользователи от 12 до 64 лет): пользователь приложения в среднем проводит около 13 минут в сутки в TikTok, это четвертый показатель среди мессенджеров и социальных сетей. На первом месте – «В контакте» (33 минуты), далее – Instagram (24 минуты) и WhatsApp – 15 минут. Для сравнения: на YouTube пользователи проводят 28 минут. По аудитории TikTok еще далеко до социальных сетей: в декабре она составляла 1,5 млн человек.
Представители TikTok не ответили на запрос «Ведомостей».
TikTok быстро набирает популярность в России: в 2018 г. он вытеснил из топ-5 приложений по длительности использования социальную сеть «Одноклассники» (входит в Mail.ru Group), следует из отчета UBS Evidence Lab. В этом году TikTok обогнал по этому показателю Viber и занял четвертую позицию в рейтинге. В свою очередь «В контакте», другую соцсеть в составе Mail.ru Group в начале года опустилась на третью позицию, пропустив вперед сервис Instagram.
Социальные сети и мессенджеры остаются самыми популярными и по числу загрузок из магазинов, где выставлены программы на iOS и Android, – на них приходится 86–87% всех скачанных сервисов. Становятся все более популярными приложения для обмена видео, в основном как раз за счет растущей популярности TikTok, – на это приложение пришлось 10% всех скачанных приложений в прошлом году, пишет UBS.
Еще в 2015 г. приложения Mail.ru Group совокупно были лидерами по загрузкам в России, но в 2016 г. они уступили приложениям, которыми владеет Facebook – одноименная соцсеть и ее мессенджер, Instagram и WhatsApp). В 2018 г. доля загруженных приложений Mail.ru Group составила 24% от общего числа загрузок социальных сетей и мессенджеров, Facebook – 40%.
Самым скачиваемым приложением за прошлый год стал мессенджер WhatsApp, на него пришлось 22% от всех загрузок приложений и социальных сетей, на втором месте была социальная сеть «В контакте» (14%), на третьем – Instagram (12%), пишут аналитики UBS Evidence Lab. В начале года «В контакте» уступил Instagram и по числу загрузок.
Если разрыв между количеством загрузок будет увеличиваться, Mail.ru Group может оказаться под угрозой оттока пользователей, предупреждают аналитики UBS. Судить о популярности приложений по числу скачиваний некорректно, а самые важные показатели для них — это аудитория и вовлеченность, настаивают представители «В контакте» и «Одноклассников». Эти соцсети установлены у большего числа пользователей и сравнивать по числу скачиваний с растущими сервисами нельзя, добавляют они.
WhatsApp лидирует и по числу пользователей в России, следует из данных Mediascope: им пользуется почти 30 млн человек в месяц, за ним следуют «В контакте» – 25 млн, Viber – 20,5 млн, Instagram – 18,8 млн.
TikTok становится все более популярным во всем мире и Россия не стала исключением, говорит аналитик Sova Capital Александр Венгранович. Такие приложения занимают определенную нишу и вряд ли смогут обогнать в ближайшее время приложения, созданные непосредственно для общения, предсказывает он. TikTok скорее может стать конкурентом YouTube, но только в нише развлекательных видео, заключает Венгранович.