В России стремительно набирает популярность приложение для обмена видео TikTok

Оно уже на четвертом месте по длительности использования
Новый участник списка, TikTok, приложение для обмена короткими видео
Новый участник списка, TikTok, приложение для обмена короткими видео / Евгений Разумный / Ведомости

UBS Evidence Lab впервые выпустила отчет об использовании мобильных приложений социальных сетей и мессенджеров в рунете, составив список мобильных приложений, где российские граждане проводят больше времени. Первые строчки заняли мессенджер WhatsApp, социальные сети «В контакте» и Instagram и мессенджер Viber. Новый участник списка, TikTok, приложение для обмена короткими видео, – в этом году уже попал на четвертое месте.

TikTok разработала в 2016 г. китайская ByteDance. Аналитики Fast Company (собирает данные о технологических инновациях в мире) год назад включили ByteDance в список 50 самых инновационных компаний мира. По собственным данным TikTok, число его пользователей в мире превышает 500 млн. В недавнем исследовании «Детский рунет 2018» Института исследований интернета, подготовленном при поддержке Минкомсвязи, говорится, что более 40% пользователей TikTok – моложе 18 лет. Популярность приложения подтверждают и данные Mediascope, предоставленные по запросу «Ведомостям» (декабрь, города с населением более 100 000 человек, пользователи от 12 до 64 лет): пользователь приложения в среднем проводит около 13 минут в сутки в TikTok, это четвертый показатель среди мессенджеров и социальных сетей. На первом месте – «В контакте» (33 минуты), далее – Instagram (24 минуты) и WhatsApp – 15 минут. Для сравнения: на YouTube пользователи проводят 28 минут. По аудитории TikTok еще далеко до социальных сетей: в декабре она составляла 1,5 млн человек.

Представители TikTok не ответили на запрос «Ведомостей».

TikTok быстро набирает популярность в России: в 2018 г. он вытеснил из топ-5 приложений по длительности использования социальную сеть «Одноклассники» (входит в Mail.ru Group), следует из отчета UBS Evidence Lab. В этом году TikTok обогнал по этому показателю Viber и занял четвертую позицию в рейтинге. В свою очередь «В контакте», другую соцсеть в составе Mail.ru Group в начале года опустилась на третью позицию, пропустив вперед сервис Instagram.

Социальные сети и мессенджеры остаются самыми популярными и по числу загрузок из магазинов, где выставлены программы на iOS и Android, – на них приходится 86–87% всех скачанных сервисов. Становятся все более популярными приложения для обмена видео, в основном как раз за счет растущей популярности TikTok, – на это приложение пришлось 10% всех скачанных приложений в прошлом году, пишет UBS.

Еще в 2015 г. приложения Mail.ru Group совокупно были лидерами по загрузкам в России, но в 2016 г. они уступили приложениям, которыми владеет Facebook – одноименная соцсеть и ее мессенджер, Instagram и WhatsApp). В 2018 г. доля загруженных приложений Mail.ru Group составила 24% от общего числа загрузок социальных сетей и мессенджеров, Facebook – 40%.

Самым скачиваемым приложением за прошлый год стал мессенджер WhatsApp, на него пришлось 22% от всех загрузок приложений и социальных сетей, на втором месте была социальная сеть «В контакте» (14%), на третьем – Instagram (12%), пишут аналитики UBS Evidence Lab. В начале года «В контакте» уступил Instagram и по числу загрузок.

Если разрыв между количеством загрузок будет увеличиваться, Mail.ru Group может оказаться под угрозой оттока пользователей, предупреждают аналитики UBS. Судить о популярности приложений по числу скачиваний некорректно, а самые важные показатели для них — это аудитория и вовлеченность, настаивают представители «В контакте» и «Одноклассников». Эти соцсети установлены у большего числа пользователей и сравнивать по числу скачиваний с растущими сервисами нельзя, добавляют они.

WhatsApp лидирует и по числу пользователей в России, следует из данных Mediascope: им пользуется почти 30 млн человек в месяц, за ним следуют «В контакте» – 25 млн, Viber – 20,5 млн, Instagram – 18,8 млн.

TikTok становится все более популярным во всем мире и Россия не стала исключением, говорит аналитик Sova Capital Александр Венгранович. Такие приложения занимают определенную нишу и вряд ли смогут обогнать в ближайшее время приложения, созданные непосредственно для общения, предсказывает он. TikTok скорее может стать конкурентом YouTube, но только в нише развлекательных видео, заключает Венгранович.

Новый участник списка, TikTok, приложение для обмена короткими видео