Экспорт софта и IT-услуг растет быстрее внутренних продаж
Главный спрос идет из Азии, Ближнего Востока и Латинской АмерикиЭкспорт российского софта и IT-услуг рос быстрее продаж на внутреннем рынке и превысил их. Это следует из предварительного исследования ассоциации «Руссофт» о российской индустрии разработки софта.
В 2018 г. совокупный доход российских разработчиков вырос на 18% до $16,9 млрд (или 1,042 трлн руб.). Экспорт российских IT-продуктов и услуг достиг $10 млрд, что на 19% больше итога прошлого года, пишет «Руссофт». Зарубежные продажи продуктов превышали внутрироссийские ($4,7 млрд против $4,1 млрд) и росли быстрее: на 14% против 8%. Российские IT-услуги пользовались за границей куда большим спросом, чем внутри страны: $5,3 млрд против $2,1 млрд, но имели сопоставимый темп роста в 26 и 25% соответственно, сообщает «Руссофт». По наблюдениям ассоциации, продажи услуг (как внутри, так и за пределами страны) росли быстрее продаж продуктов: 26% против 12%.
Экспорт доминирует, так как зарубежный рынок существенно превышает российский, соглашаются президент «Руссофта» Валентин Макаров и управляющий директор софтверной компании «Росплатформа» Владимир Рубанов. На разницу в темпах роста влияют колебания курсов валют и темпы роста экономик разных стран, добавил Рубанов. Безусловно, из-за геополитической ситуации в части стран стало сложнее продавать российские IT и темпы роста продаж там снизились, указал Макаров. Однако, по его мнению, российские разработчики усилили маркетинг и продажи на развивающихся рынках, выступив достойной альтернативой американским решениям. Речь идет, в частности, о рынках Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки с сильным, но нестабильным ростом продаж.
«Руссофт» интересовался, какие страны привлекают разработчиков более других, и выяснила, что на рынки немецкоговорящих стран планировали выйти 16% опрошенных компаний, стран Скандинавии – 13%, а бывших республик СССР (за исключением Белоруссии и Украины) – 11%.
С недавних пор государство стало поддерживать высокотехнологичный экспорт, но, чтобы показать результаты, нужно время, добавляет Рубанов. Развивать российский IT-экспорт помогает Российский экспортный центр, благодаря которому снижен ряд административных барьеров и государство субсидирует компаниям зарубежный маркетинг, уточнил Макаров.
Пока нельзя говорить о том, что растущий экспорт российского софта и IT-услуг ощутимо усиливает несырьевой экспорт страны и отвечает уровню мировой конкуренции, предупреждает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. В условиях геополитических сложностей Россия усиливает партнерство с некоторыми странами, в частности развивающимися, рассказывает она, и поставляет им самые разные продукты, усиливая влияние в регионе. Если экспорт софта и IT-услуг растет за счет Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки, то это скорее свидетельствует в пользу господдержки (в том числе и фоновой на уровне партнерства стран), нежели о реальной конкуренции, предполагает Суслина.
Многие российские сервисные IT-компании исторически не ориентировались на экспорт, а теперь для завоевания чужих рынков им потребуется много времени и денег, рассуждает замдиректора разработчика Epam Юрий Овчаренко. Начиная работу с иностранной компанией, зарубежные партнеры ее проверяют, а выход на новые рынки всегда начинается с небольших контрактов, которые помогают создать репутацию. До крупных заказчиков добираются единицы российских компаний, обращает внимание Овчаренко. Даже если они успешно проходят испытание репутацией, для решения крупной задачи им может не хватить квалифицированных сотрудников, хорошо знающих язык и менталитет заказчика. Российские компании сейчас не могут качественно расширять штат тысячами сотрудников – на рынке остро не хватает специалистов, сетует Овчаренко.