У Tesla могут появиться российские инвесторы

Это произойдет из-за покупки портфельной компании «Роснано» и фондов I2BF и Arbat Capital
Компания Tesla Илона Маска покупает Maxwell Technologies – производителя суперконденсаторов, использующихся в автопроме
Компания Tesla Илона Маска покупает Maxwell Technologies – производителя суперконденсаторов, использующихся в автопроме / Christophe Ena / AP

Компания Tesla Илона Маска покупает Maxwell Technologies – производителя суперконденсаторов, использующихся в автопроме, – и оплатит актив своими акциями. Об этом объявила Maxwell, а представитель Tesla подтвердил сделку телеканалу CNBC. Tesla, капитализация которой по итогам вчерашних торгов на американской бирже NASDAQ составляла около $55,2 млрд, оценила Maxwell в $218 млн.

При такой оценке совладельцы Maxwell могут претендовать примерно на 0,4% акций Tesla, подсчитали «Ведомости».

Среди этих совладельцев – фонд Arbat Capital, основанный бывшим директором по стратегическому планированию ЮКОСа Алексеем Голубовичем, фонд I2BF Energy, основанный его сыном Ильей, а также «Роснано», подтвердили «Ведомостям» представители компаний.

Все они стали акционерами Maxwell, инвестировав в 2011–2014 гг. в компанию Nesscap Energy Inc., также производившую суперконденсаторы. Ее в 2017 г. также путем обмена акциями приобрела Maxwell. Сейчас I2BF и Arbat Capital принадлежит около 8% акций Maxwell, еще 0,2% (110 000 акций) напрямую принадлежит Голубовичу-младшему, рассказал он «Ведомостям». Исходя из оценки Maxwell, которую дала Tesla, этот пакет можно оценить примерно в $17,9 млн, подсчитали «Ведомости». В общей сложности фонды Голубовичей в 2011–2012 гг. инвестировали в Nesscap $9,5 млн, сообщала компания.

По состоянию на вчерашний день стоимость доли I2BF и Arbat Capital в Maxwell равнялась примерно 0,03% капитализации Tesla. Но сколько ее акций получат фонды, сейчас сказать нельзя, говорит Голубович. Размер пакета зависит от стоимости акций Tesla на момент закрытия сделки – ориентировочно конец II квартала. Только после этого будет понятна и общая доходность инвестиций, добавляет Голубович.

«Роснано» инвестировала в Nesscap в 2011 г. $19 млн, из которых $15 млн предполагалось потратить на совместное производство суперконденсаторов в России. Но в 2014 г. Nesscap сообщила, что сторонам не удалось разработать жизнеспособный бизнес-план российского предприятия, вернула «Роснано» $15 млн и забрала значительную часть акций. После сделки с Maxwell в 2017 г. доля «Роснано» в новой компании составила 0,2%, а в октябре 2018 г. она продала часть акций на рынке, рассказал представитель «Роснано».

«Роснано» на момент сделки с Tesla ожидала получения около 7000 акций Maxwell еще от сделки с Nesscap, говорит представитель компании. Этот пакет стоит около $33 000 и эквивалентен приблизительно 100 акциям Tesla (около 0,00006% от общего числа акций). «Роснано» планировала продать акции Maxwell, говорит ее представитель. По его словам, условия обмена акций Maxwell на акции Tesla «Роснано» пока неизвестны.

Оплата сделки собственными акциями – логичный шаг для быстро растущей компании, у которой высокая долговая нагрузка и хроническая убыточность сочетаются с высокой оценкой акций рынком, отмечает аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин. Несмотря на волатильность, за последние 12 месяцев цена на акции Tesla менялась на треть (с минимального значения $260 до максимального $365), в то время как у Apple – почти вдвое (с максимального значения $227 достигала $148), сравнивает он. При этом бумаги Tesla вполне ликвидны, и скорее всего продавцы тут же выставят пакет на продажу, если не будет установлен ограничительный период, резюмирует Нигматуллин.