Mail.ru Group запустила новый браузер Atom

Свой прежний браузер холдинг признал провалом
Пока доступна будет только бета-версия браузера и только для ПК на базе Windows
Пока доступна будет только бета-версия браузера и только для ПК на базе Windows / Денис Абрамов / Ведомости

Mail.ru Group объявила о запуске нового браузера Atom. Пока доступна будет только бета-версия браузера и только для ПК на базе Windows. Но в скором времени холдинг запустит версию браузера для Mac, а также мобильные версии браузера, следует из его сообщения.

Это уже вторая попытка Mail.ru Group развивать собственный браузер. Первый был запущен в 2012 г., он назывался Amigо. Но летом 2018 г. холдинг закрыл проект. Компания объяснила решение «рядом неверных шагов» при продвижении браузера. «Для продвижения привлекались партнеры и рекламные сети, часть из которых оказались недобросовестными: для распространения браузера они использовали серые схемы, противоречащие правилам, указанным в договоре. Подобные действия вызвали негативное отношение к продукту», – сообщал холдинг. Представитель Mail.ru уточнял, что корпорация не планирует полностью отказаться от развития собственных браузеров, но изменит подход к их продвижению. Сколько человек установили браузер за время его работы, представитель Mail.ru Group не раскрывает, но уточняет, что иногда число установок доходило до 4 млн в месяц.

Как и Amigo, Atom разработан на базе Chromium – браузера с открытым исходным кодом, на основе которого работает и браузер Chrome от Google, рассказал «Ведомостям» представитель Mail.ru. «С точки зрения продукта «Амиго» был неплохим браузером, – говорит представитель Mail.ru. – Основной причиной его провала стал агрессивный маркетинг. Поэтому в новом продукте мы планируем использовать более «чистые» методы продвижения и открытое взаимодействие с пользователями».

На этот раз упор в работе браузера и его продвижении будет сделан на его безопасности и приватности работы, говорится в сообщении компании. Пользователи смогут настроить параметры приватности – например, запретить доступ к камере или микрофону, блокировать раздражающую рекламу или уведомления от сайтов. Для самых секретных сайтов можно выбрать настройку «всегда открывать в режиме инкогнито», а в крайнем случае – вообще запретить запись истории для всего браузера.

Для проверки безопасности браузера Mail.ru запустила программу поиска его уязвимости. Любой пользователь, который сможет найти уязвимость, получит от Mail.ru 1 млн руб., обещает компания.

У многих крупных интернет-компаний есть собственные браузеры. У Google – Google.Chrome, самый популярный браузер в мире по данным аналитиков NetMarketShare. Есть браузеры у Microsoft (Microsoft internet explorer и Microsoft edge), у Apple – Safari, у «Яндекса» – «Яндекс.Браузер».

В России самый популярный браузер – Google.Chrome, следует из данных «Яндекс.Радара». За год (с 29 января 2018 г. по 27 января 2019 г.) число визитов на браузер составило 89 млрд, его доля – 41,11%. Второй по популярности браузер принадлежит «Яндексу» с числом визитов в 42 млрд и долей в 19,5%. На третьем месте Safari с числом визитов в 23 млрд и долей в 10,6%.

Далее по посещаемости следуют браузеры Opera (6,1%), Firefox (5,3%). Доля Amigo была минимальной – 0,5%.

«Яндекс» и Google развивают свои браузеры для того, чтобы нарастить и удерживать поисковую долю, но перед Mail.ru такой задачи не стоит, так как компания давно отказалась от собственного движка в браузере и использует движок Google, говорит аналитик Sova Capital Александр Венгранович. Аналитик сомневается, что новая попытка станет более удачной.

Представитель Mail.ru настаивает, что поиск компании активно развивается. По данным Liveinternet, доля поиска Mail.ru в январе 2019 г. составила 2,8%, это третья по популярности поисковая система в стране. У лидеров поиска «Яндекса» и Google доли составляют 54 и 50% соответственно. Причем доля Mail.ru Group за последние годы существенно падает: в январе 2018 г. она составляла 3,3%, 2017 г. – 5,2%.

Возможно, что для Mail.ru возобновление работы браузера – вопрос имиджа, рассуждает Венгранович. Если предыдущий браузер компании развивали как сервис для интеграции с социальными сетями, то сейчас социальные сети холдинга («В контакте», «Одноклассники») не нуждаются в такой поддержке, так как успешно развиваются самостоятельно. А для того чтобы продвигать менее посещаемые проекты через браузер, необходимо сначала добиться популярности самого браузера, говорит он.