Naspers довел долю в Avito почти до 100%

Фонд приобрел 29% акций сервиса для размещения объявлений за $1,16 млрд
Южноафриканский холдинг впервые инвестировал в Avito в 2013 году
Южноафриканский холдинг впервые инвестировал в Avito в 2013 году / Андрей Махонин / Ведомости

Входящий в южно-африканский фонд Naspers – NC Europe Holdings B.V. (Naspers Russia Classifieds) купил 29,1% акций Avito. После сделки его доля выросла до 99,6%. Сумма сделки составила $1,16 млрд, а весь бизнес Avito оценен в $3,85 млрд, сообщается на сайте фонда.

Гендиректор Naspers Боб ван Дейк считает, что инвестиция в Avito сможет укрепить позиции компании на мировом рынке классифайдов и на российском интернет-рынке. Nаspers верит в долгосрочные перспективы компании на российском рынке, цитируются слова ван Дейка в сообщении фонда.

До сделки миноритарными акционерами Avito были Swedish Fund Vostok New Ventures (13,3%), «дочка» Baring Vostok – Geliria Holdings (4,2%), а также основатели и менеджеры компании (10 и 4,6% соответственно). После сделки 0,4% акций сервиса осталось у менеджеров компании, сообщил Naspers. У кого именно, фонд не уточняет.

Naspers планомерно увеличивает долю Avito. Впервые он инвестировал в сервис в 2013 г. А в 2015 г. фонд довел долю до 67,9%. Тогда Avito была оценена в $2,7 млрд. Получается, что оценка стоимости бизнеса Avito выросла за три года почти в 1,5 раза.

Avito владеет крупнейшим в России сайтом бесплатных объявлений. Эту компанию в 2007 г. основали предприниматели Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. Два года спустя под этим именем в рунете заработала полноценная доска бесплатных объявлений (сейчас часть объявлений уже платная) о продаже или покупке вещей, сдаче и продаже недвижимости, автомобилей и т. п. Основной источник доходов Avito – взаимные платы за продвижение объявлений. По данным аналитической компании Research and Markets, по итогам 2018 г. Avito находится на 2-м месте в рейтинге самых посещаемых классифайдов в мире после американского сайта Craigslist.org. Его ежемесячная аудитория составляет около 60 млн человек. У Avito этот показатель составляет 34,3 млн человек.

С апреля по сентябрь 2018 г. выручка Avito увеличилась на 30% до 10,3 млрд руб. ($162 млн), скорректированная EBITDA – $103 млн. Получается, Avito оценена почти в 20 годовых EBITDA.

Стоимость Avito при совершении этой сделки была недооценена, считает управляющий партнер компании Gagarin Capital Николай Давыдов. Компания в отличие от других классифайдов прибыльна, на российском рынке у компании практически нет конкурентов, говорит он. А классифайды таких масштабов в мире продаются по мультипликатору 50 EBITDA, не исключено, что стоимость этой сделки была давно обговорена Naspers с партнерами, считает Давыдов.

Классифайды – это одна из немногих индустрий в интернете, по которым можно делать долгосрочные прогнозы, говорит Давыдов. В Naspers, очевидно, принимая решение о покупке Avito, были уверены, что этот бизнес будет расти в ближайшие 30 лет, сказал он. Даже если выручка Avito всего лишь удвоится в ближайшие 10 лет, это устроит фонд, так как российская компания регулярно выплачивает дивиденды и не требует пристального внимания, так как у Avito хорошее корпоративное управление. Naspers давно собирает классифайды в мире и приобретение крупнейшего российского сервиса для них хорошая инвестиция, уверен он.

По данным IAB Russia, в 2017 г. сегмент классифайдов (включает в себя продажу рекламы в сервисах объявлений и маркетплейсах) вырос в России на 20% и составил 30 млрд руб. Мировой рынок классифайдов уже превышает $100 млрд, пишут аналитики банка. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что к 2020 г. годовой заработок российских классифайдов вырастет более чем в 1,5 раза – примерно до 47 млрд руб.

Южноафриканский холдинг впервые инвестировал в Avito в 2013 году