Кто будет расплачиваться за закон об управлении рунетом
Операторов ждут новые расходы, а пользователей – новые блокировкиМинкомсвязи и Роскомнадзор поддерживают законопроект об управлении рунетом, который в декабре 2018 г. внесли в Госдуму сенаторы Людмила Бокова и Андрей Клишас и депутат Андрей Луговой. Об этом заявили замминистра связи Олег Иванов и замруководителя Роскомнадзора Александр Панков, выступая на заседании комитета Госдумы по информационной политике. Также законопроект поддержали представители Федеральной службы охраны (отметив, что некоторые его элементы требуют технического уточнения – а такие корректировки можно внести и во втором чтении) и Федеральной службы технического и экспортного контроля.
Законопроект наделяет Роскомнадзор полномочиями определять правила маршрутизации интернет-трафика российских операторов и контролировать их соблюдение. Также Роскомнадзор будет следить за тем, чтобы через зарубежные узлы связи транзитом проходил минимум внутрироссийского трафика. Управлять сетями в критических ситуациях должен будет специальный центр, созданный в подведомственной Роскомнадзору радиочастотной службе. Центр будет обладать информацией обо всей российской инфраструктуре связи, объясняла «Ведомостям» Бокова.
Кроме того, ограничивать доступ к запрещенным ресурсам теперь будут не операторы связи, а сам Роскомнадзор. Для этого операторы будут обязаны установить специальные технические средства противодействия угрозам и соблюдать требования по их использованию. Что это за устройства, в законопроекте не описывается, но там говорится, что они должны уметь определять источник передаваемого трафика и ограничивать доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и «путем запрета проходящего трафика». Управлять этим оборудованием будет Роскомнадзор.
Все это должно дать Роскомнадзору, который испытывает серьезные проблемы с выполнением решений о блокировке запрещенных ресурсов (прежде всего – мессенджера Telegram), новые возможности по ограничению доступа к ним российских пользователей. Если предполагаемые законопроектом специальные технические средства включают в себя оборудование Deep Packet Inspection (DPI), как и предполагает большинство экспертов, то параметров настройки блокировок может быть не один (как сейчас – по IP-адресу), а множество, рассуждает консультант «ПИР-центра» Олег Демидов. DPI читает заголовки пакетов трафика, которые состоят из ряда полей (их может быть более 10).
Это система вычленения тех или иных целевых признаков трафика, гибко настраиваемая под текущие задачи (например, под выявление трафика Telegram), объясняет Демидов.
Использование DPI может помочь госорганам сделать блокировки эффективнее, считает Демидов.
То, что в новом оборудовании с высокой долей вероятности будет использоваться DPI, подтвердил «Ведомостям» и Панков: «Сейчас появился законопроект, под который будет разрабатываться подходящее оборудование. Скорее всего для реализации законопроекта операторы будут использовать на своих сетях оборудование с технологией DPI, потому что исходя из постановки задачи нет более подходящей альтернативы».
Как реагируют операторы связи
Вице-президент МТС по правовым вопросам Руслан Ибрагимов поддерживает идею создания системы автономной работоспособности рунета в случае внешних угроз. Однако ему непонятно, кто будет оплачивать обслуживание и ремонт предоставленного Роскомнадзором оборудования, а также компенсировать потребителям убытки в случае возможных сбоев.
Инсталляция и обслуживание этого оборудования в течение пяти лет обойдутся каждому оператору приблизительно в 1,2 млрд руб., подсчитал директор по работе с госорганами «Вымпелкома» Сергей Мальянов.
Расходы на установку и эксплуатацию оборудования будут исчисляться миллиардами рублей, соглашается директор Tele2 по связям с госорганами Юлия Гошко.
Оборудование может оказывать негативное действие на сеть, но в законопроекте отсутствует упоминание о том, что делать с недовольством клиентов – частных, корпоративных и государственных, говорит директор «Мегафона» по связям с госорганами Алексей Ганин. По его мнению, нужен специальный механизм уведомления операторов Роскомнадзором о его действиях. Вдобавок развитие устройств фильтрации может отставать от планов развития сетей связи, указывает Ганин.
Большая часть предложенного регулирования решает задачу фильтрации контента, что не имеет отношения к безопасности сети, резюмирует Мальянов. А представитель «Яндекса» называет существенным недостатком законопроекта отсутствие реестра возможных угроз.
«Ростелеком» полностью поддерживает законопроект, сообщил его представитель. По его словам, все операторы уже так или иначе работают с подобным оборудованием, а четкие регламенты можно установить с помощью подзаконных актов. Также поддержали законопроект глава «Института развития интернета» Сергей Петров и вице-президент Mail.ru Group Владимир Габриелян, по словам которого в случае реализации внешних угроз может пострадать весь интернет-бизнес. Речь идет об угрозах, при которых домены .ru, .рф, DNS-серверы или каналы связи окажутся недоступны с территории России, уточнил он.
Эксперты против
Законопроект поступил в Минкомсвязи в конце декабря. Министерство разослало проект своего отзыва на документ по другим ведомствам, свои замечания пока прислали не все, но в уже присланных нет такой критики, которая не позволила бы принять законопроект в первом чтении, рассказал Иванов.
Ранее законопроект критиковали эксперты АНО «Цифровая экономика» и Экспертного совета при правительстве. Такая система маршрутизации трафика создаст критическую точку, отказ работоспособности которой будет вызывать единовременные сбои работы всей национальной системы связи, рассказывал представитель АНО «Цифровая экономика». Эксперты из рабочей группы также сочли высокими риски нарушений в работе сетей связи при исполнении законопроекта, говорится в их отзыве.
Возникали разногласия и при обсуждении расходов. По словам Иванова, замечаний Минфина по бюджетной части не поступало. Наибольшая часть предложений, которые могут потребовать затрат, уже учтена в нацпрограмме «Цифровая экономика», говорит он. Однако с этим не согласен представитель АНО «Цифровая экономика»: по его словам, утвержденный бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» не предполагает расходов на исполнение такого законопроекта. А средства понадобятся на закупку дорогостоящего оборудования для маршрутизации трафика, его последующее сервисное обслуживание и содержание каналов связи, перечислял представитель. Также, по его словам, могут появиться расходы на возмещение в судебном порядке затрат, которые понесут операторы, компенсируя абонентам ущерб, причиняемый при управлении трафиком Роскомнадзором. Оценить размер всех расходов на реализацию законопроекта представитель «Цифровой экономики» не смог.