USM продал основного разработчика биллинга для «Мегафона»

«Петер-сервис» войдет в новый холдинг Антона Черепенникова
«Петер-сервис», ранее принадлежавший структурам холдинга USM Алишера Усманова, сменил владельца
«Петер-сервис», ранее принадлежавший структурам холдинга USM Алишера Усманова, сменил владельца / Андрей Махонин / Ведомости

Разработчик биллинговых систем «Петер-сервис», ранее принадлежавший структурам холдинга USM Алишера Усманова, сменил владельца. Владельцем 100% «Петер-сервиса» стала компания «ИКС холдинг» (по данным СПАРК, на 99% принадлежит Антону Черепенникову). Об этом «Ведомостям» рассказала представитель «ИКС холдинга» Юлия Остроухова и подтвердили представитель USM Елена Мартынова и гендиректор «Петер-сервиса» Игорь Горьков.

Источник, близкий к одной из сторон, утверждает, что сумма сделки составила около 20 млрд руб. Сделка была денежной, уточнили представители USM и «ИКС холдинга», отказавшиеся комментировать ее сумму.

«ИКС холдинг» появился в декабре 2018 г. для консолидации IT-активов Черепенникова. В 2015 г. он стал известен как основатель киберспортивной компании Virtus.pro, в которую совладелец холдинга USM Усманов вложил $100 млн. Однако Черепенников уже продал свою долю в киберспортивной компании ESforce компании Mail.ru Group и почти покинул отрасль, ранее говорила Остроухова.

Сейчас Черепенников планирует объединить под управлением «ИКС холдинга» 23 разные IT-компании, в числе которых разработчик решений для исполнения закона Яровой «Цитадель», системный интегратор «Форпост» и разработчик продуктов по IT-безопасности «Криптонит», рассказывает Остроухова. Холдинг намерен разрабатывать системы поддержки работы сотовых операторов, заниматься цифровой трансформацией крупных предприятий, анализировать большие данные.

Основной заказчик «Петер-сервиса» – подконтрольный USM оператор «Мегафон», отмечает представитель USM. В 2015 г. «Мегафон» и «Петер-сервис» заключили пятилетний договор по трансформации биллинговой системы «Мегафона» и созданию единого биллинга на базе отечественного софта, рассказывает представитель «Мегафона» Артем Лебедев. С помощью единого биллинга «Мегафон» рассчитывает быстрее запускать новые продукты, вносить изменения в существующие и улучшать качество обслуживания клиентов.

Биллинг выполняет роль своеобразного мозга оператора, его центральной системы с информацией об услугах и клиентах, указывает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Рынок мобильного биллинга среди операторов связи уже распределен, поэтому основная борьба разработчиков в ближайшие годы развернется при обеспечении широкополосного доступа в интернет, рассказывает совладелец другого разработчика биллинговых систем, «Беркут», Олег Братишко. Рынок мобильного биллинга устоялся: компании, занимающиеся разработкой и поддержкой таких систем, работают на нем более 15 лет, соглашается представитель МТС Алексей Меркутов. По его словам, смена биллинга – стресс для оператора связи, так как миграция на другую систему потребует приостановки расчетов с абонентами.