Итоги-2018. Русское кино отвоевывает экран

Почти 30% зрителей в уходящем году выбрали отечественные фильмы
Итоговая доля русского кино в этом году будет несколько ниже прогноза Фонда кино, поскольку сразу несколько картин перенесли премьеры на 2019 г.
Итоговая доля русского кино в этом году будет несколько ниже прогноза Фонда кино, поскольку сразу несколько картин перенесли премьеры на 2019 г. / Максим Стулов / Ведомости

В 2018 г. российские кино не взяло заветный порог в треть национальной аудитории, но близко к нему подобралось, показывает статистика журнала «Бюллетень кинопрокатчика» и государственного Фонда кино. Причем для отечественных фильмов этот год оказался гораздо более удачным, чем для голливудских.

По данным «Бюллетеня кинопрокатчика» на 17 декабря, в этом году жители России уже потратили в кино 48 млрд руб., что на 8% меньше, чем годом ранее. Иностранное кино осталось основным источником дохода для кинотеатров, но его сборы падали, а касса отечественных картин, напротив, выросла на 4% до 13 млрд руб. В результате отечественная доля в национальной кинокассе выросла с 24% в 2017 г. до 27% в этом году, подсчитал «Бюллетень кинопрокатчика». Среди зрителей отечественное кино в этом году выбирали 28%. У Фонда кино аналогичные данные, уточнил его представитель.

Это немного меньше, чем ранее прогнозировал фонд: в октябре его аналитики полагали, что российское кино по итогам года привлечет не меньше 30% зрителей в кинотеатрах. Но для отечественной киноиндустрии даже доля, близкая к 30% аудитории, очень заметный скачок в развитии. Полная смена модели господдержки 10 лет назад, ежегодные многомиллиардные субсидии из бюджета, фокус на финансировании массового кино поначалу позволили поднять этот порог лишь до 18%, выше которого чиновники и продюсеры долгое время не могли прыгнуть. Лишь в 2017 г. сразу несколько российских премьер собрали больше 1 млрд руб. каждая, всего зрители отдали отечественному кино каждый четвертый рубль. Но рынок по-прежнему с крайним скепсисом воспринимал заявления министра культуры Владимира Мединского, что отечественному кино по силам получить треть зрителей.

Начало этого года было очень хорошим для отечественных картин. Спортивная драма «Движение вверх» поставила абсолютный рекорд для российского кино, собрав в январе – феврале почти 3 млрд руб. В список самых кассовых фильмов 2018 г. эта картина не вошла, поскольку стартовала в последние дни декабря 2017 г. Год в целом оказался щедрым на такой прежде не слишком привычный для российских продюсеров формат, как спортивная драма. По признанию самих продюсеров, их вдохновила Олимпиада в Сочи, а также чемпионат мира по футболу, который впервые принимала Россия. Помимо «Движения вверх» российские зрители в этом году дали хорошо заработать таким фильмам о спорте, как «Лед» (1,5 млрд руб. в феврале) и «Тренер» (864 млн руб. в апреле).

Самые кассовые фильмы, профинансированные Фондом кино

В марте неожиданно выстрелила российская комедия «Я худею» (670 млн руб.).

А вот сугубо патриотические форматы зрителей привлекали далеко не всегда. Так, на День Победы, 9 мая, российские кинотеатры впервые полностью освободили экраны от иностранной продукции ради отечественного кино о войне, в том числа фильма «Танки» режиссера Кима Дружинина. Но, несмотря на поддержку Мединского, «Танки» собрали в прокате меньше 100 млн руб. Другим патриотическим провалом года стала картина Тиграна Кеосаяна по сценарию его жены и главного редактора RT Маргариты Симоньян под названием «Крымский мост», которая собрала только 70,5 млн руб.

Пока топ-10 самых кассовых картин 2018 г. возглавляет комикс «Мстители: война бесконечности» от Marvel и Disney, а единственная отечественная картина в этом рейтинге – «Лед». Но расклад еще может измениться: в конце декабря на экраны вышло несколько сильных российских премьер, в том числе «Полицейский с Рублевки» и последние «Елки».

Итоговая доля русского кино в этом году будет несколько ниже прогноза Фонда кино, поскольку сразу несколько картин перенесли премьеры на 2019 г., считает руководитель аналитического департамента фонда Федор Соснов. Это военная драма «Т-34», мультфильмы «Снежная королева: Зазеркалье» и «Волки и овцы: ход свиньей», которые вместо декабря стартуют в январе.

Никто из опрошенных «Ведомостями» продюсеров, сотрудников прокатных компаний и кинотеатров не взялся прогнозировать, сможет ли отечественное кино увеличить долю и в 2019 г. Очевидно, на рынке и дальше будет монополия картин, профинансированных государством, – российские продюсеры пока не могут обойтись без этой поддержки, рассуждают собеседники «Ведомостей». Некоторые из них полагают, что в следующем году, как и в этом, Минкультуры будет добиваться моратория на показ иностранного кино на День Победы и Новый год. Наконец, на следующий Новый год в прокате впервые столкнутся фильмы, поддержанные двумя главными телехолдингами страны: история о декабристах «Союз спасения» (от «Дирекции кино» и «Первого канала») и «Притяжение-2» (от Федора Бондарчука и ВГТРК). До сих пор «Первый канал» и ВГТРК чередовались с выпуском своих фильмов в новогодние каникулы. И каждый раз эти картины становились одними из самых кассовых в году.

Итоговая доля русского кино в этом году будет несколько ниже прогноза Фонда кино, поскольку сразу несколько картин перенесли премьеры на 2019 г.