А в вашем компьютере тоже стоит видеокарта на чипах Nvidia?
Дженсен Хуанг с товарищами задумали заняться графическими процессорами, имея на троих $40 000. Сейчас капитализация основанной ими Nvidia достигает $77,5 млрдВы вполне могли не слышать о компании Nvidia, несмотря на ее внушительную капитализацию – под $80 млрд. Она не снимает хиты вроде «Аватара», не будоражит рынок новой компьютерной игрой, не выпускает модные смартфоны и компьютеры. Но на ее оборудовании делают спецэффекты для блокбастеров, например «Звездных войн», с помощью ее графических процессоров создают 3D-реальность в современных играх и майнят криптовалюты, ее чипы используют автопилоты Tesla, а в истребителе F-22 они просчитывали 3D-картинку для летчика. Именно чипы Nvidia, скорее всего, в видеокарте внутри вашего компьютера: доля компании на этом рынке колеблется у отметки 70%. А в России 81% покупателей в этом году выбрали видеокарты на базе чипов Nvidia, пишет интернет-издание 3Dnews со ссылкой на данные «Яндекс.Маркета» (графическими ускорителями ближайшего конкурента – AMD – заинтересовались 19%).
Основали Nvidia три приятеля. Один из них – Дженсен Хуанг с момента основания занимает пост гендиректора. Forbes оценивает его состояние в $3,2 млрд. Как-то на вечеринке его коллеги в шутку померились клятвами: что они сделают, если котировки акций перевалят за $100. Кто обещал побриться наголо, кто покрасить волосы в синий цвет, кто сделать ирокез. Постепенно ставки поднялись. Кто-то поклялся сделать пирсинг соска. Когда очередь дошла до Хуанга, он уже не мог отделаться прической. Пришлось пообещать выбить тату с логотипом компании.
Первые 17 лет после IPO акции компании стоили не дороже $35. Но в конце 2016 г. рванули резко вверх: оправдалась ставка Хуанга на развитие искусственного интеллекта, самоуправляемых автомобилей и видеоигр. Пришлось ему делать тату на левом плече – так, чтобы можно было спрятать под рукавом футболки. Хуанг плохо переносит боль. Он плакал как ребенок. Дети, которые были с ним, даже попросили: «Папа, возьми себя в руки!» Оба его отпрыска, кстати, выросли и тоже набили себе татуировки. А вот Хуанг, как ни грозился улучшить свою, пока так и не решился.
Как Хуанга отправили не в ту школу
Хуанг родился (под именем Жень-Сюнь Хуан) 17 февраля 1963 г. в г. Тайнань (Тайвань), потом родители перебрались в Таиланд. В 1973 г. в Таиланде начались волнения, которые переросли в революцию 14 октября. Родители отправили девятилетнего Хуанга с 10-летним братом в безопасное место – в США, к дяде и тете. Те недавно мигрировали в Такому (Вашингтон) и плоховато знали язык. Они-то думали, что отдают племянников в пансионат, готовящий к поступлению в колледж. А на самом деле устроили их в баптистский колледж коммуны Онайда для трудных подростков. Его основали в 1890 г., чтобы подростковые банды перестали резать друг друга. С тех пор нравы смягчились, но все равно у ребят в кармане были ножи, которые они пускали в ход, если дело доходило до драки. Порезы были нередким делом, вспоминал Хуанг в интервью радио NPR.
Детей со всей округи пугали, что, если они будут хулиганить, их отправят в колледж Онайды. Местных ребят туда принимали бесплатно, но никаких поблажек не давали. Хуанг вспоминает, что приучился работать не покладая рук. Учебой их буквально заваливали, а в свободное время школьники должны были работать. Брат трудился на табачной фабрике. Хуанг не вышел возрастом для такой работы, поэтому он драил все туалеты в общежитии.
Хуанг не был хулиганом. Но школа приучила его держать удар, подниматься, если тебя сбили с ног, и не бояться жестко высказываться, уверял сооснователь Nvidia Крис Малачовски. И, несмотря на другой разрез глаз, братья не стали объектом для издевательств. Отчасти благодаря Хуангу, который научился заключать альянсы со старшеклассниками. Он попытал силы в роли наставника: учил читать своего 17-летнего соседа по комнате, всего покрытого тату и шрамами от ножа.
Как возникла Nvidia
Прошло еще полтора года. Родители Хуанга сами перебрались в США и вместе с детьми обосновались в Орегоне, где те пошли в нормальную школу. Еще в колледже Онайды он подружился с парнем, наполнявшим автоматы газировкой и снеками, и тот обучил его игре в настольный теннис. Этот вид спорта так увлек Хуанга, что чуть не стал его карьерой. В 14 лет Хуанг появился как юное спортивное дарование на страницах журнала Sports Illustrated, а в 15 лет занял 3-е место в парной игре на турнире US Open.
Другим его увлечением стали компьютеры. Тяга к технике – дело семейное: отец работал инженером-химиком и метрологом (специалист по измерительным приборам). Сам Хуанг окончил Университет Орегона с дипломом инженера-электрика.
«Мы не прекратим водить»
Хуанг уверен, что к 2028 г. автопилот для машины станет обыденной вещью. Но не верит, что он полностью вытеснит человека из-за руля: «Машина, которая полностью автономна везде, в любых условиях, – эта фантастическая машина не будет создана через 5–10 лет <...> Как взять все эти вещи, которые называют навыками вождения, и закодировать их для машины? Это довольно непросто <...> К тому же эти компьютеры не должны давать сбоев. Мой лэптоп время от времени зависает <...> Как вы создадите компьютер, который обнаруживает, что завис, и продолжает работать? Который, зависая, не зависает?» К тому же Хуанг любит сам гонять за рулем. В его гараже побывали Ferrari 430, Ferrari 599 и шведский суперкар Koenigsegg CCX. «Мы не прекратим водить. Но мы можем водить меньше» (цитаты по Fortune).
Главным итогом обучения в вузе он считает женитьбу. С будущей миссис Хуанг они вместе работали в лаборатории. Супруги перебрались в Кремниевую долину, где Хуанг стал сотрудничать в компаниях – разработчиках процессоров AMD и LSI Corporation, воспитывал двух детей и заочно получал второе образование в Стэнфорде. При такой загрузке ему понадобилось восемь лет, чтобы получить диплом. Магистром он стал в 1992 г., будущее казалось предопределенным: 29-летний работник крупной компании с хорошими карьерными перспективами.
А вот у его приятелей Кертиса Прэма и Малачовски случилась беда. Оба работали в Sun Microsystems (производитель ПО и компьютерного оборудования, поглощена Oracle) и заспорили с начальством, в каком направлении развивать их исследования. Дело кончилось заявлениями об уходе. Безработные приятели задумались о собственном бизнесе. Они встретились с Хуангом в ресторане, чтобы обсудить, чем бы заняться с пользой и прибылью. Разговор имел два важных последствия. Первое – все трое были завзятыми игроманами и сошлись на том, что рынок видеоигр быстро растет, а его главная проблема – ущербная графика. Выпуск видеокарт – перспективнейшее направление бизнеса. Второе – Хуанг уволился, троица собрала сбережения (получилось $40 000 и еще $20 млн собрали от инвесторов, в частности Sequoia Capital) и была основана компания Nvidia.
Почему Nvidia называется Nvidia
Название для компании долго не придумывалось. Вместо него писали NV – аббревиатуру next version («следующий вариант» – англ.). Когда бренд понадобился позарез, друзья сели и перебрали разные слова, где было сочетание NV. Им понравилось латинское invidia – «чувство зависти», «ревность», – которое напоминало слово «видео». На том и порешили.
Первый офис компании располагался в небольшом здании около скоростного шоссе в Калифорнии. Сотрудники обедали на столе для пинг-понга и делили туалет с работниками соседней фирмы. Место было неспокойное. Общую с отделением банка Wells Fargo парковку Nvidia несколько раз грабили, пока они были соседями.
Через два года работы, в 1995 г., Nvidia выпустила первую видеокарту NV1. После этого компании пришлось списать $10 млн и уволить половину сотрудников. NV1 неплохо просчитывала трехмерную графику, но уступала конкурентам в обработке двухмерных изображений и звука. Стартапу подложил свинью и Билл Гейтс: в том же году Microsoft представил технологию для разработки трехмерных игр DirectX 1.0, основанную немного на других принципах, чем видеокарта Nvidia. Хуанг добавил в свою карту поддержку DirectX, но программно, а не аппаратно, так что скорость обработки графики оставляла желать лучшего.
Nvidia Corporation
IT-компания
Акционеры (данные Refinitiv):
Дженсен Хуанг (3,5%), крупнейшие институциональные инвесторы – Fidelity Management & Research Company (8,01%), Vanguard Group (7,3%), в свободном обращении – 95,8%.
Капитализация (на 24 декабря) – $77,5 млрд.
Финансовые показатели
(девять месяцев финансового года, закончившиеся 28 октября 2018 г.):
выручка – $9,5 млрд,
чистая прибыль – $3,6 млрд.
Основана в 1993 г. Производит графические процессоры, которые применяются в индустрии видеоигр, автопроме, сфере профессиональной визуализации и др.
Хуанг терпеть не может сидеть в одном и том же кабинете и мигрирует по компании, обустраивая себе офис то в одной переговорной, то в другой. Он охотно болтает с работниками, помнит, как зовут их жен, и интересуется детьми. Но попробуйте допустить ошибку – он проедется по вам катком. «Вы прососали? Тогда просто встаньте и признайтесь», – цитирует один из его разносов Wired. Команду, которая не достигает поставленных целей, он берет под личное кураторство. Журнал советует: если возникает проблема, менее болезненно попросить Хуанга о помощи, нежели скрывать трудности.
Bloomberg считает, что Хуанг по-прежнему управляет Nvidia как будто стартапом. Он моментально принимает решения и требует их немедленного исполнения. Во время совещания он может прервать руководителя, позвонить его подчиненному – инженеру и напрямую уточнить техническую информацию.
Но его компания славится тем, что редко ошибается и практически никогда не делает этого дважды. На сложном рынке графических процессоров это залог выживания. Cirrus Logic, 3dfx Interactive, Pseng Labs, s3, Rendition, Chips and Technologies – все они когда-то были лидерами этого рынка, а теперь канули в небытие или зарабатывают в других сферах, перечисляет Wired.
Nvidia осмыслила первый неудачный опыт. Еще через два года, в 1997 г., компания выпустила следующую видеокарту, которая быстро стала народной – RIVA 128. Хуанг приказал своим инженерам внедрить аппаратную поддержку Direct3D, и это заложило почву для дальнейшего сотрудничества с Microsoft. Позже Гейтс выберет Nvidia поставщиком графических процессоров для игровой консоли Xbox. На разработку чипа Хуанг получил аванс в $200 млн – больше, чем Intel за адаптацию процессора Pentium III для этой же приставки. Еще позже Sony станет устанавливать на PlayStation 3 видеокарты Nvidia.
В беседе с Wired один из топ-менеджеров Nvidia объяснил ее успех просто: технологии очень важны, но важнее всего календарь выпуска новых продуктов. В какой-то момент компания поняла, что пульс компьютерного рынка бьется четко и предсказуемо. Дважды в год производители компьютеров выпускают новинки. Поставщиком для них они возьмут компанию, которая способна разработать для них видеокарту точно в срок, без опозданий.
Но ни Хуанга, ни Nvidia особо не знали за пределами Кремниевой долины до тех пор, пока Fortune не назвал его бизнес-персоной 2017 г. Хуанг стал первым в списке 20 гендиректоров – благодаря рентабельности бизнеса он обогнал таких грандов, как Джефф Безос, Марк Бениофф и Марк Цукерберг, отмечало американское интернет-издание Observer.
Играть на всем, играть везде
Хуанг рассчитывает снять сливки и с революции на рынке видеоигр. Сейчас играть в продвинутые игры со сложной графикой можно с мощных персональных компьютеров и игровых консолей вроде PlayStation. А что если все вычисления будут производиться не на аппаратуре пользователя, а в облаке – а пользователь будет получать только видеокадр? Тогда игроманам не нужны будут мощные и дорогие устройства, достаточно будет хорошего интернет-соединения. Играть с высоким качеством разрешения графики можно будет и на телефоне, и на дешевом планшете, и на древнем ноутбуке. Это резко увеличит аудиторию видеоигр. Nvidia тестирует подобный сервис под названием GeForce Now. Уже год он доступен в тестовом режиме владельцам PC и Mac.
Как Хуанга подвели криптовалюты
Не все рынки покорялись Nvidia. Например, попытка оседлать революцию смартфонов с помощью чипа для мобильных телефонов и модема оказалась не очень удачной, утверждает Forbes. Эти продукты проиграли конкуренцию ветеранам отрасли вроде Qualcomm. Но часть технологий для смартфонов Хуанг использовал при создании процессора для самоуправляемых автомобилей. «Он не убивает своих любимцев, а переквалифицирует их», – говорил Forbes один из аналитиков.
Другой ошибкой компании стала ставка на бум криптовалют: видеокарты отлично подходят для майнинга и на пике увлечения биткойном оказались в дефиците. В августе этого года Nvidia опубликовала отчетность за II квартал. Выручка от продаж графических процессоров для майнинга оказалась $18 млн, тогда как компания рассчитывала на $100 млн. После этого стоимость акций упала на 6%.
Несмотря на это, в последнем рейтинге лучших гендиректоров мира Harvard Business Review Хуанг занял 2-е место (рейтинг выходит в конце октября – начале ноября; в прошлом году Хуанг был в нем третьим). Решающую роль в методике играл совокупный доход акционеров.
Но стоимость акций падает на глазах. Настоящий обвал случился после публикации данных за III квартал и прогнозов на IV квартал. В конце лета котировки, пробив $250 за акцию, стремились вверх. Осенью начали падение и сейчас торгуются ниже $130. Опрошенные CNN аналитики считают, что компанию подкосил не крах криптовалют, а чрезмерный оптимизм, с которым она прогнозировала собственную выручку. На Nvidia с одной стороны давит AMD на рынке обработки больших данных, а с другой – Intel с ее проектами для беспилотных автомобилей. Финансовые показатели Nvidia нельзя назвать плохими. В III квартале выручка увеличилась по сравнению и со II кварталом (на 2%), и с III кварталом 2017 г. (на 21%). Увы, этого оказалось недостаточно для уверенности биржевых игроков в будущем компании.
«Сейчас великое время!» – не терял оптимизма Хуанг в беседе с Barrons. Продажи микрочипов для компьютерных игр, самоуправляемых машин, дата-центров постоянно растут. А выпуск чипов для искусственного интеллекта (искин) увеличивается «более чем трехзначными темпами».
Уже сейчас треть покупок в Amazon делается по рекомендации искина, роль этой технологии для ритейла будет становиться все более важной по мере того, как компьютеры смогут обрабатывать все большие массивы данных, объясняет Хуанг, доказывая, что у его компании отличные перспективы роста (цитата по британскому интернет-изданию Compelo).
«Нечто невероятное, что случится на следующем этапе развития, – искусственный интеллект научится самостоятельно создавать искусственный интеллект», – цитирует Хуанга Fortune. В будущем у компаний будет собственный искин, наблюдающий за всеми операциями, от разработки продукта и закупки сырья до клиентского сервиса, уверен основатель Nvidia. Может оказаться, что во многих из них постоянно повторяется определенный паттерн. Искин напишет программное обеспечение для создания искусственного интеллекта, который автоматизирует этот процесс. «Потому что мы [люди] не в состоянии этого сделать. Это слишком сложно», – заключает Хуанг.
Естественно, это грозит потерей рабочих мест. Немало людей останется без работы, так как «грузовики, такси, автобусы – каждое движущееся средство станет автономным в течение ближайших 10 лет». «Практически каждая индустрия, о которой мне известно, сейчас работает над самоуправляемыми механизмами <...> Миру нужно по меньшей мере вдвое больше водителей грузовиков, вдвое больше фермеров и, наверное, вдесятеро больше строительных рабочих. Автоматизация требуется в важнейших отраслях <...> В некоторых из них сократится количество рабочих мест, мы точно не знаем, как изменятся эти профессии. Но возникнут новые профессии – например, обучать компьютеры рутинной работе, которой мы не хотим заниматься, и дело кончится тем, что рабочих дней у человека станет меньше», – мечтает Хуанг (цитата по Compelo).