Известная фраза из «Короля Льва» вызвала скандал в Африке
Жители континента обвиняют Walt Disney в «краже и колониализме»Уже более 100 000 человек подписали петицию с требованием к кинокомпании Walt Disney отказаться от авторских прав на фразу «хакуна матата» из мультфильма «Король Лев». На языке суахили она означает «ни о чем не волнуйся». Сторонники петиции сравнивают авторские права на эту фразу с «колониализмом и кражей» африканских ресурсов людьми Запада.
Суахили – язык, на котором в Восточной Африке говорят около 150 млн человек. Он используется в Кении, Танзании, Уганде, Демократической республике Конго, некоторых районах Мозамбика и ЮАР. По словам автора петиции Шелтона Мпалы, носители суахили были «шокированы» действиями Disney.
Несмотря на то что «Король Лев» вышел в 1994 г., а авторские права на фразу компания получила в 2003 г., скандал разгорелся только сейчас. Причиной стал намеченный на следующий год выход ремейка «Короля Льва», роли в котором озвучили такие знаменитости, как Бейонсе и Сет Роган.
Несколько газет и блогеров из Восточной Африки в последние недели сделали публикации на эту тему. Некоторые кенийцы даже обсуждают, можно ли им произносить «хакуна матата» на улице без риска быть пойманными юристами Disney, утверждает карикатурист и обозреватель Патрик Гатара.
Как отмечает самый известный писатель Кении Нгуги Ва Тионг'о, который сейчас преподает литературу в Калифорнийском университете в Ирвайне, Disney «присвоила» фразу из повседневной речи, а не придумала собственную, как, например, слоган Just Do It компании Nike. Поэтому Нгуги спросил в Facebook, как стоит называть авторское право Disney: «Языковое пиратство? Суахипиратство, присвоение или старая добрая эксплуатация?».
По данным Box Office Mojo, «Король Лев» собрал в мировом прокате $968 млн. По оценкам Forbes, всего эта франшиза, включая успешные сценические постановки, принесла компании $8,1 млрд, т. е. больше всех частей «Звездных войн» вместе взятых.
Disney настаивает, что ее авторские права не запрещают использовать фразу в обычной речи. «Уже много лет такие популярные слова и фразы, как «Yahoo!», «Vaya con Dios» («Ступай с Богом») и «Merry Christmas», регистрируются в качестве товарных знаков, и это не мешает использовать их каким-либо культурным образом», – заявил представитель компании.
Авторские права Disney распространяются только на использование фразы на футболках, чтобы предотвратить фальсификацию бренда «Король Лев», отмечают специалисты по интеллектуальной собственности. Поэтому Лиз Ленджо из кенийской юридической фирмы Kikao Law выступает в защиту Disney. По ее словам, любая кенийская компания точно так же может зарегистрировать авторские права, например, на фразу «Добрый день, сэр».
Disney – не единственная компания, у которой есть права на фразу «хакуна матата». Так, у костоправа Тима Мэггса из штата Нью-Йорк есть линейка мультивитаминов для детей с названием Hakuna Matata. На сайте его компании сказано, что они названы в честь кенийской команды марафонцев, которая выступала на соревнованиях в США в 1990-е гг. Также во Флориде есть компания Hakuna Matata Weddings & Events. Ее девиз: «Можете не волноваться за свою свадьбу или торжество!». Наконец, возле Йоханнесбурга в ЮАР есть гостиница Hakunamatata Spa.
Как утверждает Ленджо, носители суахили должны гордиться таким влиянием их культуры. Особенно сейчас, когда многие говорят о деградации языка в Восточной Африке. Появилось даже выражение: «Суахили родился в Занзибаре, вырос в Танзании, заболел в Кении, умер в Уганде и похоронен в Конго». Теперь некоторые носители языка добавляют, что он был украден в Калифорнии.
Перевел Алексей Невельский