Строительство сети 5G единым оператором обойдется в 73 млрд рублей

Если компании будут строить сети поодиночке, проект подорожает более чем вдвое – до 163 млрд рублей
В случае единого инфраструктурного оператора экономия достигается за счет того, что один и тот же район покрывается сетями 5G не четыре раза, а один
В случае единого инфраструктурного оператора экономия достигается за счет того, что один и тот же район покрывается сетями 5G не четыре раза, а один / Екатерина Кузьмина / Ведомости

Минкомсвязи в четверг, 29 ноября, одобрило концепцию развития сетей 5G в России, сообщил замминистра связи Олег Иванов. Ее подготовил НИИ радио (НИИР). «Он четко показал и с экономической, и с технической точки зрения, что использование в нижнем диапазоне частот выгоднее делать инфраструктурному оператору», – сказал Иванов. «Ведомости» ознакомились с копией презентации НИИРа, ее подлинность подтвердил видевший документ человек.

Речь идет о расходах на развертывание сети 5G в российских городах-миллионниках до 2024 г. НИИР рассматривал три сценария: преимущественно самостоятельное развитие сетей 5G операторами, совместное использование ими инфраструктуры и создание единого инфраструктурного оператора. Первый сценарий обойдется в 163 млрд руб. (по 41 млрд руб. на одного оператора), второй – в 114 млрд руб., а расходы единого оператора составят 73 млрд руб.

Единый инфраструктурный оператор создаст общую опорную сеть, хранение данных, а услуги связи будут предоставлять сами операторы по отдельности, говорится в презентации. Чиновники уверены, что одна компания не может стать этим единым оператором. «Это должен быть какой-то консорциум, как мы это видим», – уточнял Иванов. Он обещал обсудить с имеющимися операторами этот вопрос, но пригрозил, что если участники отрасли не договорятся, «то могут появиться другие игроки».

У модели единого оператора несколько минусов: например, сложность согласования между участниками консорциума графиков развертывания сети, а также отсутствие дублирования сети на случай «серьезных внешних деструктивных воздействий», гласит презентация. А вот плюсов больше. Помимо экономии это и возможность развернуть сеть в более короткие сроки и организовать единую инфраструктуру на базе существующих операторов связи. А организация единого блока частот обеспечит максимально возможные пиковые и средние скорости в сети, превышающие показатель в случае сегментирования спектра на нескольких операторов.

В случае единого инфраструктурного оператора экономия достигается за счет того, что один и тот же район покрывается сетями 5G не четыре раза, как в случае со строительством сетей каждым оператором, а один, рассказывает замдиректора научно-технического центра НИИРа Евгений Девяткин. Вдобавок сценарий предполагает возможность использования части уже существующей инфраструктуры операторов. Дело в том, что на первом этапе развертывания сети базовые станции 5G будут подключаться к уже существующей инфраструктуре 4G – ядру сети, каналам связи. Поэтому если у какого-то оператора в нужном районе уже есть 4G, то единый инфраструктурный оператор сможет разворачивать на ней 5G, вместо того чтобы строить инфраструктуру с нуля, указывает Девяткин. Он напоминает, что речь сейчас идет не о расходах федерального бюджета, а об оценках затрат самих операторов.

Теперь концепция будет представлена АНО «Цифровая экономика», где продолжится ее обсуждение, указывает Девяткин.

Модель единого инфраструктурного оператора означает, что у всех будет одинаковое покрытие сети, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Значит, в эпоху 5G грядет соревнование не столько инженеров, сколько маркетологов, задачей которых будет придумать новые услуги и сервисы. Благо модель единого инфраструктурного оператора позволит сэкономить, рассуждает он.

«Ростелеком» остается сторонником модели единого инфраструктурного оператора, говорит представитель компании Валерий Костарев. Это удешевит, а главное, ускорит развертывание сетей пятого поколения и решит проблему дефицита радиочастотного ресурса, считает он. «Т2 РТК холдинг» (на 45% принадлежит «Ростелекому» и работает под брендом Tele2) считает целесообразным создание единого инфраструктурного оператора для строительства сетей 5G, поскольку это позволит сотовым компаниям оптимизировать расходы, рассказывает представитель оператора Ольга Галушина. По ее словам, с учетом того, что цены на мобильную связь в России одни из самых низких в мире и услуга 5G вряд ли сразу станет массовой, имеет смысл экономить на издержках и строить единую сеть на несколько операторов.

Одним из аргументов в пользу единого оператора Иванов также называл дефицит частот. Для пропуска трафика и предоставления новых услуг на сети 5G необходим частотный ресурс, соглашается представитель МТС Алексей Меркутов. Но проблема нехватки не решается созданием инфраструктурного оператора, поскольку это не закрывает вопрос дефицита спектра, спорит он. Решающим в запуске первых коммерческих сетей 5G и, как следствие, развитии цифровой экономики в целом является распределение частот на прозрачной основе и за адекватную стоимость. МТС выступает за конкурентное развитие стандарта 5G. Это единственный способ предоставить качественные сервисы по доступным ценам, резюмирует Меркутов.

Вице-президент по стратегии «Вымпелкома» (работает под брендом «Билайн») Александр Поповский считает развертывание 5G через консорциум операторов более перспективным, если будут обеспечены условия для конкуренции и не пострадает надежность функционирования сети. Представитель «Мегафона» Артем Лебедев отказался от комментариев.

В случае единого инфраструктурного оператора экономия достигается за счет того, что один и тот же район покрывается сетями 5G не четыре раза, а один