Как отечественные кинопродюсеры поделили новогодний прокат

«Т-34» объехал «Полицейского с Рублевки», но не добрался до «Мэри Поппинс»
Кадр из фильма «Т-34»/ MarsMedia

Комедия «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» выйдет в прокат не 27 декабря, как планировалось, а на неделю раньше – 20 декабря, рассказал «Ведомостям» сотрудник крупной медиакомпании. Фильм должен был стать одной из крупнейших премьер в эти новогодние каникулы, и еще две недели назад его прокатчик «Каро» говорил о выходе картины в самом конце декабря. Фильм основан на одноименном сериале канала ТНТ, его сняли те же люди, что создавали сериал, – Валерий Федорович и Евгений Никишов. Сейчас они управляют каналом «ТВ-3», который, как и ТНТ, входит в «Газпром-медиа».

Экспертное мнение министра

Новогодние каникулы – самое привлекательное время для премьер в российских кинотеатрах: в праздники туда идут даже те, кто обычно в кинотеатры не ходит. В последние годы отечественные продюсеры выходили под Новый год тройным пакетом: очередным эпизодом комедии «Елки» от Тимура Бекмамбетова, очередным эпизодом мультфильма «Богатыри» от Сергея Сельянова и «фильмом-событием», поддержанным крупным телехолдингом. Так, в конце 2016 г. в прокат вышел «Викинг», созданный «Дирекцией кино» при поддержке «Первого канала» (сборы – 1,5 млрд руб.), а в конце 2017 г. – «Движение вверх» от «Тритэ» Никиты Михалкова и ВГТРК, собравший 3 млрд руб. и ставший самым кассовым российским фильмом. На этот Новый год фильмов, поддержанных телехолдингами, оказалось два: «Полицейский с Рублевки» и картина о танкистах «Т-34» от Mars Media, холдинга ВГТРК и кинокомпании «Тритэ». Премьера «Т-34» также была запланирована на 27 декабря. Причем фильмы совпадали не только по датам проката: в обеих картинах главную роль играет Александр Петров.

Mars Media и ВГТРК несколько месяцев пытались убедить руководителей «ТВ-3» и «Газпром-медиа» перенести премьеру «Полицейского с Рублевки», знают несколько собеседников «Ведомостей», но те не были готовы расставаться со столь удачной датой старта проката. Ситуацию запутывало и то, что прокатчик «Т-34» – компания «Централ партнершип» (ЦПШ), которая входит в «Газпром-медиа».

В итоге эти две премьеры были разведены в прокате буквально в последние дни, знают руководители двух сетей кинотеатров и руководители двух прокатных компаний. Федорович подтвердил «Ведомостям», что «Полицейский с Рублевки» стартует в кинотеатрах с 20 декабря, фильм получил в Минкульте прокатное удостоверение (без этого документа кинотеатры не имеют права показывать фильмы). А по словам гендиректора ЦПШ Вадима Верещагина, «Т-34» выйдет в прокат с 1 января 2019 г.

Министр культуры Владимир Мединский лично предлагал «Газпром-медиа» подумать о переносе проката «Полицейского», знает один из собеседников «Ведомостей». У Минкульта есть заинтересованность в поддержке именно «Т-34». Во-первых, это фильм о Великой Отечественной войне – теме, которую Мединский считает чрезвычайно важной, а во-вторых, картина частично профинансирована государственным Фондом кино. Источник, близкий к продюсерам «Т-34», говорит, что министр лишь высказал свое экспертное мнение, посмотрев обе картины, и никакого административного давления не было. Еще один источник «Ведомостей» подтвердил, что прокатчики сами договорились разнести премьеры, не дожидаясь административного вмешательства Минкульта.

Представитель Минкульта не ответил на звонок «Ведомостей».

«Мэри Поппинс» остается

В итоге продюсеры «Полицейского с Рублевки» согласились на премьеру с более ранней датой, при этом начало проката «Т-34» тоже сдвинулось на несколько дней – на 1 января 2019 г. Компромисс нельзя назвать равнозначным, рассуждает руководитель крупной киносети: «Полицейский с Рублевки» теряет больше. То же «Движение вверх» собирало относительно небольшие суммы в последние дни декабря, его касса стала резко расти, начиная как раз с 1–2 января, напоминает он. У «Полицейского с Рублевки» интересная маркетинговая кампания и фильм явно сможет рассчитывать на хорошие отзывы зрителей, которые привлекут в залы больше аудитории, так что непонятно, насколько негативным будет перенос премьеры, указывает другой собеседник «Ведомостей». Еще один источник «Ведомостей» и вовсе уверен, что комедия о полицейских только выиграет от переноса: ведь у нее схожая аудитория с «Елками» и «Богатырями», уверен этот собеседник.

Но перенеся «Полицейского с Рублевки» на более раннюю дату, прокатчики договорились еще дальше отодвинуть от Нового года премьеру мультфильма «Гринч» от Universal Pictures. Осенью прокатчик сообщил, что перенес прокат этого проекта в России с 27 декабря на 20 декабря. Теперь, чтобы дать больше сеансов «Полицейскому», «Гринч» выйдет в прокат на неделю раньше – с 13 декабря. В эту же дату выйдут спин-офф «Трансформеров» – «Бамблби» (его также прокатывает ЦПШ) и мультфильм «Человек-паук: через Вселенные». Таким образом, прокатчики в интересах отечественного кино впервые создали буфер в две недели перед Новым годом без единой крупной иностранной премьеры.

Кинотеатры, прокатчики и чиновники до последнего обсуждали и возможный перенос ремейка Disney «Мэри Поппинс», премьера которого запланирована на 3 января 2019 г., знают собеседники «Ведомостей». Двое из них сегодня подтвердили, что фильм останется на этой дате. Представитель российского Disney от комментариев отказался.

Наконец, возможно, с новогодних каникул уйдет продолжение российской комедии «Бабушка легкого поведения» от Vice Films (прокатчик – опять же ЦПШ), знают трое собеседников «Ведомостей». Верещагин говорит, что сейчас премьера «Бабушки» по-прежнему стоит на 3 января, но ситуацию с картиной необходимо оценить заново, поскольку расклад фильмов в каникулы сильно изменился.

Битва за экран

Продюсеры и прокатчики как отечественных, так и иностранных картин и прежде торговались друг с другом по датам премьер, но в последние пару лет таких споров стало гораздо больше и в них стали активнее вовлекаться чиновники. Собеседники «Ведомостей» называют две главные причины этого. Во-первых, государство стало обращать гораздо больше внимания на эффективность своих инвестиций в кино и на «патриотическое» воспитание зрителей через кино. Во-вторых, качество отечественного кино заметно выросло, российских проектов, претендующих на хорошее время в кинотеатрах, стало больше и конкуренция между ними – острее. Продюсер каждой крупной отечественной премьеры пытается застолбить за собой минимум две недели в кинотеатрах без сильного отечественного конкурента, но число недель в году естественным образом ограничено. Чиновники поддерживают в этом российских продюсеров и регулярно переносят крупные иностранные премьеры, используя для этого выдачу или невыдачу прокатных удостоверений на нужные даты.