Почему правительству не победить анонимность пользователей мессенджеров
Идентификация номера не будет работать, сомневаются экспертыПравительство утвердило правила идентификации пользователей мессенджеров с помощью операторов связи. Постановление было подписано 27 октября премьером Дмитрием Медведевым, опубликовано во вторник, 6 ноября, и вступит в силу через полгода.
На опознание номера пользователя отводится 20 минут: мессенджер должен направить запрос оператору, а тот проверить, есть номер в базе или нет. Если номер не будет обнаружен или оператор не ответит, то мессенджер не зарегистрирует пользователя. После регистрации каждый пользователь получит уникальный код для идентификации в мессенджере. Эти данные мессенджер передаст оператору, и тот должен будет внести их в свою базу, указав, в каком именно приложении переписывается клиент.
По данным Mediascope, аудитория трех самых популярных мессенджеров в России – WhatsApp, Viber и Telegram – составила в июне 27 млн, 19,9 млн и 10 млн человек соответственно (в городах с населением более 100 000 человек). Этим людям не придется специально проходить идентификацию, если информация сотовых операторов о них совпадет с имеющейся у мессенджера, сказал руководитель Роскомнадзора Александр Жаров «Известиям». В противном случае идентификация не будет считаться пройденной.
Если человек изменит сведения о себе или номер телефона, ему придется пройти процедуру заново. А если расторгнет договор с оператором, то он должен будет в течение суток уведомить об этом мессенджер, чтобы тот снова провел идентификацию. Пока проверка не будет пройдена, человек не сможет пользоваться мессенджером.
«Мегафон» готов к исполнению постановления правительства, так как оно принято во исполнение закона, регулирующего работу мессенджеров, говорит представитель компании. Эти поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» заработали с начала 2018 г. Они обязывают сервисы идентифицировать личность пользователей и давать им возможность отказываться от получения сообщения от отдельных отправителей – так власти планировали бороться со спамом. За неисполнение этих обязанностей мессенджерам грозит штраф – от 800 000 до 1 млн руб.
В конце прошлого года проект постановления раскритиковало Минэкономразвития. Информации о наличии или отсутствии номера в базе данных оператора недостаточно для идентификации человека, указало министерство в отзыве, разовая проверка не защищает от передачи сим-карты или телефона другому человеку, а если же сим-карту приобретает юрлицо, то установить конкретного пользователя невозможно в принципе. Эти проблемы сохранились. Но в министерстве считают, что проект постановления был «существенно доработан» с учетом замечаний в отзыве, заявил представитель Минэкономразвития.
Технически совершить набор действий, описанных в постановлении, возможно, но они не помогут идентифицировать пользователя, считает юрист «Международной Агоры» Дамир Гайнутдинов. Указанное при регистрации имя не обязательно совпадает с паспортными данными, а мессенджеры не обязаны регистрировать людей только по подлинным именам, замечает он.
Не описано в постановлении, как оператор мессенджера должен понять, к какому оператору связи обращаться для идентификации пользователя, а сбор лишних данных о человеке может нарушать законодательство о персональных данных, замечает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Кроме того, проект не поясняет, в какой форме должен быть заключен договор между оператором мессенджера – многие из них зарубежные компании – и оператором связи, добавляет Казарян. Можно попытаться обязать зарубежные сервисы выполнять российские требования по идентификации пользователей, но принудить их можно только с помощью блокировки, а этот инструмент, как доказала практика, не работает, говорит интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
Скорее эти правила упростят работу оперативников, считает Гайнутдинов: если раньше им приходилось отдельно запрашивать номер у сервиса и данные у оператора, то сейчас эти данные будут синхронизированы. Жаров говорил, что анонимное использование мессенджеров мешает расследовать преступления.
Представители «Вымпелкома», Tele2, а также опрошенных мессенджеров (WhatsApp, Facebook, Viber, Telegram, «В контакте») отказались от комментариев или не ответили на запросы «Ведомостей».