Lenta.ru отсудила у ФАС право рекламировать букмекеров

Впервые СМИ удалось оспорить штраф за рекламу ставок
Суд решил, что размещать рекламу букмекерских контор могут издания, которые имеют спортивную специализацию или тематику
Суд решил, что размещать рекламу букмекерских контор могут издания, которые имеют спортивную специализацию или тематику / Андрей Гордеев / Ведомости

Арбитражный суд Москвы встал на сторону Lenta.ru в споре с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) за право рекламировать букмекеров. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель Rambler Group, куда входит издание. Суд постановил отменить решение ФАС о том, что реклама букмекерских контор на сайте издания нарушает закон «О рекламе», говорит он. Также суд отменил предписание ФАС о прекращении нарушения и наложении штрафа в размере 100 000 руб. в отношении Lenta.ru. Решение было вынесено 1 ноября. Издание размещало рекламу букмекерских контор «Фонбет» и «Bwin Россия».

Представитель ФАС сказал «Ведомостям», что это первый случай, когда СМИ удалось в суде отменить решение ФАС по поводу рекламы букмекеров. Служба намерена продолжить спор в апелляционной инстанции.

Согласно статье 27 закона «О рекламе», размещать рекламный контент букмекерских контор могут печатные и интернет-СМИ, которые специализируются на спортивном контенте. Также закон разрешает размещать такую рекламу в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.

Антимонопольная служба принимала решение в отношении Lenta.ru на основании разъяснений Роскомнадзора, согласно которым к спортивным СМИ можно отнести только те, у которых в свидетельстве о регистрации СМИ единственной тематикой указано распространение материалов и сообщений физкультурно-спортивного характера, уточнил представитель ФАС.

Суд же решил, что размещать рекламу букмекерских контор могут издания, которые имеют спортивную специализацию или тематику, т. е. сообщают спортивные новости и освещают спортивные события, говорит представитель Rambler Group. «Суд не согласился с ограничительным толкованием нормы закона, которой придерживалась ФАС и согласно которой размещать рекламу букмекеров могут СМИ, в свидетельстве которых есть только одна – спортивная – тематика», – говорит он. Фактически суд согласился с тем, что, для того чтобы СМИ могло размещать рекламу букмекерских контор, достаточно регулярно публиковать спортивные новости или иметь раздел о спорте.

Это решение суда – прецедент для российского рынка, сказал операционный директор Rambler & Co Дмитрий Сергеев. ФАС, рассуждает он, предлагала ограниченную трактовку закона, создав «монопольное положение для спортивных изданий». Из-за этого общественно-политические и развлекательные СМИ, которые публикуют также и спортивные новости, лишаются дополнительных доходов от рекламы букмекерских контор.

В 2017 г. букмекеры потратили на рекламу в печатных СМИ, интернете и телеканалах 2,8 млрд руб., подсчитал Adindex на основе данных Mediascope.

ФАС регулярно штрафует СМИ и интернет-издания за незаконное размещение рекламы букмекеров. Например, в конце октября УФАС по Москве признало «Яндекс» нарушителем закона (размер штрафа пока не определен) из-за распространения рекламы букмекерской конторы «Фонбет» во время трансляций матчей чемпионата мира по футболу 2018 г. и в записях лучших моментов, которые можно было смотреть на сайте интернет-компании («Яндекс» самостоятельно размещал в них рекламу).