Операторы связи не спешат вступать в Ассоциацию больших данных
Как и предполагалось, ее возглавит топ-менеджер «Мегафона»Минюст зарегистрировал Ассоциацию участников рынка больших данных, сообщил «Ведомостям» представитель «Мегафона» и подтвердил представитель министерства. Учредителями стали «Мегафон», Mail.ru Group (на 15,2% принадлежит «Мегафону»), oneFactor (занимается аналитикой больших данных, контролируется бывшим топ-менеджером «Мегафона» Михаилом Дубиным – он сам также стал независимым членом правления ассоциации), «Тинькофф банк» и «Яндекс», сообщил представитель «Мегафона». Представители этих компаний подтвердили, что стали учредителями ассоциации. В августе среди потенциальных соучредителей был также Сбербанк, говорилось в презентации ассоциации. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.
По данным СПАРК, ассоциация зарегистрирована 12 октября.
Президентом ассоциации выбрана операционный директор «Мегафона» Анна Серебряникова, сообщил представитель «Мегафона».
Других крупных операторов среди учредителей и участников ассоциации нет – они не упоминаются в сообщении «Мегафона». Остальные заняли выжидательную позицию и хотят посмотреть на первые результаты работы ассоциации, прежде чем в нее вступить, сказала «Ведомостям» Серебряникова.
«Ростелеком» не вошел в ассоциацию, подтвердил его представитель. Представители МТС и «Вымпелкома» отказались прокомментировать свое вступление в ассоциацию. Представитель Tele2 отказался от комментариев.
По уставу ассоциации Серебряникова будет рассматривать заявки потенциальных участников ассоциации и выдвигать их на рассмотрение правления, сообщил представитель «Мегафона».
Вопрос о руководстве ассоциации требует обсуждения и учета мнения всех ее членов, считает представитель «Ростелекома». МТС намерена рассматривать участие в новых объединениях только при условии четкой повестки и равенства всех членов в обсуждении и принятии решений, указал его представитель. Учитывая масштаб рынка больших данных, работа ассоциации должна быть построена на паритетных началах, передал через представителя исполнительный вице-президент «Вымпелкома» Арташес Сивков. Но «Вымпелком» разделяет необходимость создания отраслевой ассоциации, вырабатывающей единые правила для всех участников рынка больших данных, добавил Сивков.
Ассоциация будет использовать и обмениваться обезличенными данными, предполагает Серебряникова. Например, рассуждает она, такого профиля данных, как «количество покупателей продукта в возрасте 25–35 лет с указанием популярного места нахождения» (без имен и фамилий) достаточно, чтобы подготовить целевые маркетинговые предложения. Но об обмене персональными данными речи не идет, категорична Серебряникова.
Никто из учредителей не собирается делиться с другими членами ассоциации данными о своих клиентах, уверяет представитель «Тинькофф банка». Mail.ru Group не планирует обмениваться данными внутри ассоциации, солидарен вице-президент Mail.ru Group Владимир Габриелян. После разработки и утверждения дорожной карты участники ассоциации коллегиально выработают схему взаимодействия между собой, надеется генеральный директор oneFactor Роман Постников. Участники ассоциации не обязаны обмениваться данными и будут решать этот вопрос, исходя из своих бизнес-интересов, парирует Серебряникова.
Пока участники ассоциации солидарны лишь в том, что они хотят разрабатывать стандарты для рынка больших данных. Серебряникова называет ассоциацию площадкой для разработки регламентов и правил взаимодействия владельцев больших данных. Ассоциация разработает бизнес-ориентированную стратегию развития рынка, принципы обмена и взаимного обогащения большими данными, особое внимание уделит разработке кодекса этики и защите интересов граждан, перечисляет Серебряникова. Стандарты и рекомендации помогут разобраться в понятиях, что считать большими данными, что – нет, дополняет представитель «Яндекса». Ассоциация также сможет предлагать изменения в действующее законодательство, надеется представитель «Тинькофф банка». Хотя, по словам Серебряниковой, разрабатывать законопроекты, в том числе для цифровой экономики, ассоциация не планирует.
Во всем мире выработкой таких стандартов занимаются крупнейшие профильные компании, рассказывает директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин (также руководит Ассоциацией участников рынка данных, ориентированной на средний и малый бизнес). Для этого ассоциации придется вложить очень много ресурсов – не столько финансовых, сколько человеческих, потому что согласование позиции множества крупных игроков по сложным вопросам требует времени. Сейчас в ассоциацию вошли компании с самыми крупными массивами данных в стране и в случае их объединения ассоциация может стать монополистом на этом рынке, беспокоится директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Александра Орехович. Кроме того, успех ассоциации во многом определят условия присоединения к ней меньших компаний – доступ к большим данным должен быть равноправным для всех, рассуждает она.
Средним и малым компаниям участие в этой ассоциации не будет интересно, сомневается Бегтин – по составу учредителей понятно, что они вряд ли смогут быть в ней услышаны.