Санкт-Петербург может остаться без наружной рекламы

Апелляционный суд постановил расторгнуть договора городских властей с операторами и вернуть им деньги
Санкт-Петербург — второй после Москвы важный город для операторов наружной рекламы
Санкт-Петербург — второй после Москвы важный город для операторов наружной рекламы / Евгений Егоров / Ведомости

9-й арбитражный апелляционный суд удовлетворил апелляцию Федеральной антимонопольной службы по иску к Комитету по печати и взаимодействию со СМИ петербургской администрации и операторам наружной рекламы, работающим в Санкт-Петербурге. ФАС оспаривал итоги проведенных в прошлом году петербургскими властями конкурсов на распределение 8550 мест для размещения наружной рекламы. Победившие в конкурсе операторы пообещали перечислить более 10 млрд руб. в бюджет города в течение 10 лет.

Победителями первого конкурса стали: «Реклама-центр» (входит в холдинг «Адамант»), Russ Outdoor, «Энергостроительная компания» (ООО «Эско», может быть близким к ЗАО «Волгобалт медиа») и «Рекмастер». Во втором победили «Вестдиа медиа» (входит в Gallery), ООО «Винтаж» (принадлежит Марине и Егору Ефремовым), «Постер», «Руан», «Рекламное агентство «Вертикаль», «Билбордпост», «Ви Эй» и «Северная столица».

В мае Арбитражный суд Москвы отказал в иске ФАС. Но 4 октября 9-й арбитражный апелляционный суд постановил отменить решение суда первой инстанции полностью и направить его на новое рассмотрение.

Представитель ФАС доволен решением суда. Теперь комитету, согласно решению, предстоит «расторгнуть договоры, заключенные по итогам неправомерных торгов, вернуть полученные авансовые платежи, а компаниям, установившим рекламные конструкции, демонтировать их», уверяет представитель службы.

Председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев сказал «Ведомостям», что комитет не согласен с этим решением и будет оспаривать его в вышестоящих инстанциях.

На протяжении последних пяти лет властям Санкт-Петербурга не удавалось провести конкурсы на право размещать рекламу в городе. Чиновникам из-за действующего ГОСТа, регулирующего правила размещения наружной рекламы в стране, долгое время не удавалось согласовать и утвердить схему размещения наружной рекламы в городе, ее несколько раз пересматривали, но в итоге удалось утвердить, напоминает гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Все это время в городе размещалась наружная реклама реклама, но, как правило, договора продлевались автоматически, что запрещено законом.

ФАС считает, что комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга при проведении конкурса нарушил закон о конкуренции, установив в конкурсной документации критерии оценки заявок, которые «не отвечают принципам определенности и объективности». Из-за этого объективно определить лучшее конкурсное предложение невозможно, что «противоречит правовой природе торгов, исключает состязательность участников конкурса и приводит к ограничению конкуренции при проведении таких торгов».

Санкт-Петербург — второй после Москвы важный город для операторов наружной рекламы, говорит Березкин. В случае если комитету города не удастся отстоять свою позицию в следующих судебных инстанциях, это может дестабилизировать ситуацию бизнесменов в области наружной рекламы в городе, говорит Березкин. По его данным, за первые шесть месяцев операторы заработали на размещении рекламы в Санкт-Петербурге 1,7 млрд руб., но компании тратили значительные средства на установку рекламных щитов, и теперь, не исключено, им предстоят и расходы на демонтаж, говорит он.