«Вымпелком» удвоил доход от big data

Операторы осваивают новый рынок
На аналитике больших данных зарабатывают все операторы
На аналитике больших данных зарабатывают все операторы / Евгений Разумный / Ведомости

С января по сентябрь 2018 г. «Вымпелком» заработал почти 200 млн руб. на услугах по обработке больших данных для корпоративных клиентов, что вдвое превышает доходы оператора от этих услуг в 2017 г., рассказал «Ведомостям» исполнительный вице-президент «Вымпелкома» Арташес Сивков. Речь идет как о продаже алгоритмов клиентам, которые применяют их к своим клиентским базам, так и об анализе данных – в таком случае используются данные и клиента, и собственные данные оператора, объясняет Сивков. Последние обрабатываются с согласия абонента и не покидают базу оператора, а заказчик пользуется лишь обезличенным результатом, подчеркивает он.

Оператор помогает банкам оценивать платежеспособность заемщиков банков (их названий оператор не раскрывает), рассказывает Сивков. Банк получает согласие клиента на обработку его данных и предоставляет их «Вымпелкому», который в режиме реального времени их анализирует и выставляет скоринговый балл. Еще оператор зарабатывает на геоаналитике – например, продает розничным сетям обезличенные данные по проходимости торговых точек, рассказывает Сивков. Именно геоаналитика и стала одной из главных причин удвоения выручки, уточняет представитель оператора.

На аналитике больших данных зарабатывают все операторы. Совокупный эффект от технологий аналитики, который раскрывала в годовом отчете за 2017 г. МТС, составил 1,6 млрд руб. (по итогам 2018 г. он превысит 2 млрд руб., надеется представитель оператора). Но МТС учитывает не только внешние проекты, но и эффект от аналитики внутри компании. Доходы от внешних проектов представитель оператора не назвал. Tele2 также продает корпоративным клиентам аналитику для таргетированных рекламных кампаний и услуги банковского скоринга, рассказывает представитель оператора. Доход Tele2 от этих проектов он не раскрывает. Банкам Tele2 предоставляет три сервиса: скоринг, проверку анкеты клиента и мониторинг клиентских событий (для борьбы с мошенничеством оператор сообщает о смене sim-карты, расторжении договора).

«Мегафон» также дает рекомендации клиентам по местам открытия бизнеса или размещения рекламы на основе анализа данных, рассказывает его представитель.

«Тинькофф банк» работает со всеми крупными операторами связи, что ускоряет выдачу кредитов и подбор условий по продуктам, рассказывает директор по монетизации данных банка Евгений Исупов. Для оценки состоятельности заемщиков к услугам операторов прибегает и ВТБ, с их помощью обогащающий собственные данные, рассказывает представитель банка.

Операторы могут предоставить данные о перемещении клиентов, особенности их потребительского поведения и по косвенным признакам оценить его кредитоспособность, рассказывает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Операторы пытаются монетизировать эти знания, но доход от этой деятельности не превышает 0,2% их выручки. В 2017 г. рынок подобных услуг не превышал 1 млрд руб., оценивает Анкилов. По оценке Tele2, доход операторов связи от подобных услуг колеблется от 2 млрд руб. до 2,5 млрд, возражает представитель оператора.

В России существуют законодательные преграды для заработка на данных, напоминает аналитик РАЭК Карен Казарян. Например, значительная часть данных абонентов не являются персональными (особенно в случае обезличивания), но оператор не может их продавать. Именно поэтому операторы связи активно участвуют в разработке сразу нескольких законопроектов о регулировании общедоступных данных и больших данных, указывает он.

Исправленная версия. Уточнен комментарий исполнительного вице-президента «Вымпелкома» Арташеса Сивкова.