Минфину не дают стать Большим братом

Власти Москвы и операторы раскритиковали законопроект, дающий ему контроль над единой информационной системой
Тот, кто будет контролировать единую систему, получит рычаг управления если не страной, то другими ведомствами, считает эксперт
Тот, кто будет контролировать единую систему, получит рычаг управления если не страной, то другими ведомствами, считает эксперт / Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин предложил собрать ресурсы и данные всех органов власти – и местных, и федеральных – в единую систему: законопроект «О систематизации и гармонизации информации в РФ» опубликован в конце мая. Согласно ему Росреестр, Росстат, Федеральная налоговая служба (ФНС), загсы, центры госуслуг и другие госструктуры с собственными информационными ресурсами должны будут собирать сведения обо всех своих действиях в федеральной государственной информационный системе «Единая нормативно-справочная информация». Предполагается, что обслуживать и поддерживать ее будет Минсвязи, а устанавливать правила систематизации информации и контролировать их соблюдение – Минфин.

Против этого предложения выступили департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы и несколько крупных операторов связи. ДИТ, «Ростелеком» и «Мегафон» раскритиковали систему в отзывах на законопроект Минфина («Ведомости» ознакомились с одним из них, авторы других подтвердили их содержание). МТС и «Вымпелком», по словам их представителей, пока изучают законопроект.

Минфин фактически хочет стать главным методологом формирования данных, говорит сотрудник аппарата правительства, но этим должен заниматься бизнес, а не чиновники. Огромное количество информации генерирует именно бизнес, государство же ее лишь собирает, продолжает он. Сейчас идет обсуждение, кто должен создавать подобную систему, логичнее, если бизнес-объединения, заключает чиновник.

Тот, кто контролирует эту систему «систематизированных и гармонизированных» данных, получает рычаг управления если не страной, то точно другими ведомствами, которые будут предоставлять свои системы и их данные, уверен директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин.

До сих пор нет четкого аудита и понимания, какие данные хранятся в разных государственных информационных системах, напоминает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его мнению, ведомство, которое соберет эти данные в единую систему, получит контроль за всеми информационными системами госорганов в одних руках.

Если это будет Минфин, рассуждает Казарян, контроль поможет ему проаудировать работу всех ведомств и на основе собранных данных корректировать распределение бюджетных средств.

С одной стороны, Минфин курирует ведомства, уже накопившие большие и качественные базы данных, например ФНС, казначейство, Росалкогольрегулирование, что упрощает решение заявленной задачи создания всеобъемлющей системы управления данными, рассуждает Бегтин. С другой – для этого нужно общаться с IT-компаниями, интернет-компаниями и бизнесом в целом, а привычка к такому диалогу у Минфина отсутствует, продолжает он.

Эта система у Минсвязи уже есть, напоминает представитель Минфина. Однако законопроект не подразумевает создания второго регулятора в сфере IT в лице Минфина, уверяет он: в законопроекте четко разграничены функции его и Минсвязи.

Представитель Минсвязи перенаправил все вопросы в Минфин, как к разработчику документа.

Положения законопроекта Минфина противоречат закону «Об информации», предупреждают в своих отзывах эксперты ДИТа, «Мегафона» и еще одного крупного оператора. По мнению экспертов ДИТа, законопроект противоречит даже Конституции: местные органы власти по законопроекту должны были бы согласовывать часть документов с федеральными госорганами, хотя по Конституции субъекты Федерации обладают всей полнотой госвласти. И терминологию этого законопроекта нужно дорабатывать, добавляет ДИТ. Принятие законопроекта Минфина, по мнению ДИТа, приведет к серьезным тратам из бюджетов всех уровней, хотя сам Минфин в законопроекте это отрицает.

Пока законопроект также не ограничивает круг регулируемых информационных ресурсов, обращает внимание «Ростелеком» в своем отзыве: под его действие могут попасть информационные ресурсы людей и частных коммерческих структур. Это, по мнению экспертов «Ростелекома», может привести к избыточным обязанностям, запретам и ограничениям для людей и компаний.

В рамках программы цифровой экономики и так разрабатывается концепция Национальной системы управления данными: там можно будет собирать, обрабатывать, формировать и предоставлять данные в цифровом виде, чтобы решить проблему дублирования информации в разных системах, указывает ДИТ в своем отзыве. А «Мегафон» и вовсе предлагает использовать технологию распределенных реестров вместо единого реестра информационных ресурсов, уточняет его представитель.