Минфину не дают стать Большим братом

Власти Москвы и операторы раскритиковали законопроект, дающий ему контроль над единой информационной системой
Тот, кто будет контролировать единую систему, получит рычаг управления если не страной, то другими ведомствами, считает эксперт / Андрей Гордеев/ Ведомости

Минфин предложил собрать ресурсы и данные всех органов власти – и местных, и федеральных – в единую систему: законопроект «О систематизации и гармонизации информации в РФ» опубликован в конце мая. Согласно ему Росреестр, Росстат, Федеральная налоговая служба (ФНС), загсы, центры госуслуг и другие госструктуры с собственными информационными ресурсами должны будут собирать сведения обо всех своих действиях в федеральной государственной информационный системе «Единая нормативно-справочная информация». Предполагается, что обслуживать и поддерживать ее будет Минсвязи, а устанавливать правила систематизации информации и контролировать их соблюдение – Минфин.

Против этого предложения выступили департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы и несколько крупных операторов связи. ДИТ, «Ростелеком» и «Мегафон» раскритиковали систему в отзывах на законопроект Минфина («Ведомости» ознакомились с одним из них, авторы других подтвердили их содержание). МТС и «Вымпелком», по словам их представителей, пока изучают законопроект.

Минфин фактически хочет стать главным методологом формирования данных, говорит сотрудник аппарата правительства, но этим должен заниматься бизнес, а не чиновники. Огромное количество информации генерирует именно бизнес, государство же ее лишь собирает, продолжает он. Сейчас идет обсуждение, кто должен создавать подобную систему, логичнее, если бизнес-объединения, заключает чиновник.

Тот, кто контролирует эту систему «систематизированных и гармонизированных» данных, получает рычаг управления если не страной, то точно другими ведомствами, которые будут предоставлять свои системы и их данные, уверен директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин.

До сих пор нет четкого аудита и понимания, какие данные хранятся в разных государственных информационных системах, напоминает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его мнению, ведомство, которое соберет эти данные в единую систему, получит контроль за всеми информационными системами госорганов в одних руках.

Если это будет Минфин, рассуждает Казарян, контроль поможет ему проаудировать работу всех ведомств и на основе собранных данных корректировать распределение бюджетных средств.

С одной стороны, Минфин курирует ведомства, уже накопившие большие и качественные базы данных, например ФНС, казначейство, Росалкогольрегулирование, что упрощает решение заявленной задачи создания всеобъемлющей системы управления данными, рассуждает Бегтин. С другой – для этого нужно общаться с IT-компаниями, интернет-компаниями и бизнесом в целом, а привычка к такому диалогу у Минфина отсутствует, продолжает он.

Эта система у Минсвязи уже есть, напоминает представитель Минфина. Однако законопроект не подразумевает создания второго регулятора в сфере IT в лице Минфина, уверяет он: в законопроекте четко разграничены функции его и Минсвязи.

Представитель Минсвязи перенаправил все вопросы в Минфин, как к разработчику документа.

Положения законопроекта Минфина противоречат закону «Об информации», предупреждают в своих отзывах эксперты ДИТа, «Мегафона» и еще одного крупного оператора. По мнению экспертов ДИТа, законопроект противоречит даже Конституции: местные органы власти по законопроекту должны были бы согласовывать часть документов с федеральными госорганами, хотя по Конституции субъекты Федерации обладают всей полнотой госвласти. И терминологию этого законопроекта нужно дорабатывать, добавляет ДИТ. Принятие законопроекта Минфина, по мнению ДИТа, приведет к серьезным тратам из бюджетов всех уровней, хотя сам Минфин в законопроекте это отрицает.

Пока законопроект также не ограничивает круг регулируемых информационных ресурсов, обращает внимание «Ростелеком» в своем отзыве: под его действие могут попасть информационные ресурсы людей и частных коммерческих структур. Это, по мнению экспертов «Ростелекома», может привести к избыточным обязанностям, запретам и ограничениям для людей и компаний.

В рамках программы цифровой экономики и так разрабатывается концепция Национальной системы управления данными: там можно будет собирать, обрабатывать, формировать и предоставлять данные в цифровом виде, чтобы решить проблему дублирования информации в разных системах, указывает ДИТ в своем отзыве. А «Мегафон» и вовсе предлагает использовать технологию распределенных реестров вместо единого реестра информационных ресурсов, уточняет его представитель.