Котировки Facebook обвалились на 20%
Компания утратила $120 млрд капитализации – это крупнейшее падение в историиОбрушение акций Facebook стало крупнейшим в истории США однодневным падением стоимости компании. Капитализация соцсети рухнула на $120 млрд (до $513 млрд), состояние ее основателя Марка Цукерберга уменьшилось на $18 млрд. Падение котировок компании увлекло за собой весь индекс NASDAQ, который вчера потерял 1,9%.
Накануне после завершения предыдущей торговой сессии крупнейшая в мире соцсеть опубликовала квартальный отчет, не оправдавший прогнозов аналитиков, а ее финансовый директор Дэвид Венер предупредил о будущем торможении роста выручки. После закрытия торгов в среду котировки компании упали на 20,23%. Вчера на открытии торгов падение достигало 20%, по состоянию на 20.00 мск котировки Facebook на NASDAQ снизились на 18,2% до $177. Еще несколько дней назад компания била собственные рекорды и по стоимости акций, и по капитализации: на момент закрытия торгов 25 июля акция социальной сети стоила $217,5.
Во II квартале число новых пользователей увеличилось всего на 1,54% по сравнению с предыдущим кварталом, отчиталась Facebook. В I квартале рост был более чем вдвое выше – 3,42%. Чистая прибыль в годовом сравнении увеличилась на 31% до $5,1 млрд. Однако впервые в истории Facebook сократилась месячная аудитория в Европе – с 377 млн до 376 млн человек, а в США и Канаде не увеличилась. Выручка компании растет в основном на низкомаржинальных рынках, отмечают опрошенные FT аналитики: в Европе и Северной Америке Facebook заработала $8,76 и $25,91 на одного пользователя соответственно, а в остальном мире – всего $1,91.
Но больше всего инвесторов шокировал прогноз Венера о будущем замедлении роста выручки социальной сети. По итогам прошлого года она увеличилась на рекордные для компании 42% до $13,2 млрд. Но, предупредил Венер, в ближайшие два года темпы роста могут упасть почти на 10 п. п. Венер объяснил будущее ухудшение финансовых показателей колебаниями курсов валют, новыми форматами рекламы и ростом расходов на конфиденциальность.
Напугали инвесторов и политические проблемы: настройки приватности мешают соцсети показывать рекламу. Также пользователи социальной сети стали меньше пользоваться новостными лентами, предпочитая им Stories (150 млн пользователей в мае). «Проблема в том, что рекламодатели переключаются на этот формат медленнее пользователей», – отмечает издание Techcrunch. Если Facebook придумает формат монетизации, она сможет доминировать на рынке, но это также может занять несколько лет, отмечает ресурс.
Facebook – одна из главных для The Wall Street бумаг и инвесторы следят за ней более внимательно, чем за остальными компаниями, отметил аналитик GBH Insights Дэниэл Айвс. И прогноз на ближайший год ставит компанию в невыгодное положение, цитирует его FT.
За последние несколько лет вокруг Facebook было много скандалов, но ни утечка данных в Cambridge Analytica, ни политическая реклама во время президентских выборов в США не отражались так сильно на капитализации социальной сети, отмечают аналитики, опрошенные FT. Когда американские контролирующие органы проверяли компанию на предмет политической рекламы, инвесторов беспокоил лишь предел роста аудитории и выручки.
Аналитик Pivotal Research Брайан Визер советует продавать акции соцсети. Facebook уже столкнулась с ограничением роста на рынке цифровой рекламы, который компания быстро завоевала, потеснив печатные СМИ и другие медиа, но пока еще отстает от ТВ, цитирует FT Визера. В дальнейшем рост доходов будет зависеть от того, насколько успешно Facebook сможет конкурировать с Google и другими игроками на рынке контента, которые получают доходы от ТВ, считает он. Аналитик Forrester Research Джессика Лю, напротив, считает, что семейство приложений Facebook, в том числе Instagram, Messenger и WhatsApp, продолжит наращивать доходы. Facebook объявила, что число активных пользователей всех приложений компании достигло 2,5 млрд.