Telegram получил разрешение на товарный знак в России

Он может помочь мессенджеру бороться с неправомерным использованием бренда
Самой Telegram Messenger LLP важно охранять товарный знак только в отношении мессенджера
Самой Telegram Messenger LLP важно охранять товарный знак только в отношении мессенджера / Татьяна Флегонтова / ТАСС / Ведомости

Коллегия Роспатента в своем заключении рекомендовала разрешить Telegram Messenger LLP зарегистрировать товарный знак Telegram в России. Для этого компании, владеющей мессенджером, пришлось подать в Роспатент возражение – при первом рассмотрении заявки от Telegram Messenger в августе 2017 г. служба в регистрации товарного знака отказала.

Telegram Messenger LLP, по данным из британского реестра, принадлежит Telegram Messenger Inc. и Telegraph Inc., более 75% компании контролирует основатель мессенджера Павел Дуров.

На заседании коллегии, рассмотревшей возражение компании, Telegram Messenger LLP как раз и пыталась доказать свою взаимосвязь с Дуровым, говорится в заключении коллегии. Сейчас британская Telegram Messenger LLP реорганизуется и передает всю интеллектуальную собственность Telegram Messenger Inc., зарегистрированной на Британских Виргинских островах, указано в материалах, подготовленных к коллегии, а Дуров – ее единственный директор.

Telegram Messenger LLP пыталась получить товарный знак для организации передачи электронных сообщений в мессенджере. Сначала Роспатент лексически не устраивало название мессенджера. Служба посчитала, что оно слишком ассоциируется с расхожим словом «телеграмма», которым пользуются многие другие компании, и совсем не ассоциируется с заявителем Telegram Messenger LLP. На это Telegram возразил, что с телеграммами в России работает только «Почта России» – и то только пересылает их, а не создает.

А самой Telegram Messenger LLP важно охранять товарный знак только в отношении мессенджера, и на отправку телеграмм по почте компания не претендует. Опрос общественного мнения, проведенный Институтом социологии РАН, засвидетельствовал, что люди уже отличают Telegram от других названий и большинство опрошенных ассоциируют его с Дуровым, описано в заключении.

Пока Роспатент рассматривал заявку Telegram, мессенджер набрал большую популярность – именно это и помогло доказать, что люди стали отличать его наименование от других и можно выделить его в товарный знак, отмечает старший партнер юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Тиллинг. Но, продолжает она, исключительное право на товарный знак действует только в России и, чтобы обезопасить товарный знак за рубежом, нужно регистрировать его в каждой стране присутствия отдельно.

200 млн человек

составила в феврале мировая аудитория Telegram, сообщил весной мессенджер. Если бы эти пользователи были страной, она была бы шестой в мире по населению, уточнял Telegram

Товарный знак «Telegram» уже зарегистрирован в Грузии и странах Европейского союза, а также принят к регистрации в Белоруссии и Таджикистане, перечислено в заключении коллегии.

Роспатент от схожести слов «телеграмма» и «Telegram» все-таки не стал отказываться, но признал, что в современном мире люди пересылают телеграммы не так, как раньше, а используют для этого компьютеры.

Рекомендованный к регистрации товарный знак даст обладателям право им распоряжаться, подтверждает Тиллинг, и, главное, позволит запрещать неправомерное его использование посторонними лицами. Более того, Telegram теперь сможет подать в суд на то лицо, которое решилось на использование товарного знака, начиная с того момента, как мессенджер только подал заявку на регистрацию, продолжает она. Правда, по данным Тиллинг, судебная практика свидетельствует, что доказать неправомерное использование в прошлом, когда товарный знак еще не был зарегистрирован, почти никогда не удается.

Товарный знак регистрируется только для определенной категории товаров, указывает еще на одну особенность регистрации партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Алина Топорнина. Telegram не сможет с его помощью сильно развить маркетинг мессенджера: по заявке он получит товарный знак только на свое программное обеспечение, а продвигать бренд с помощью, например, сувенирной продукции ему будет нельзя, констатирует она.

Последние месяцы Telegram находится в центре внимания: 16 апреля этого года Роскомнадзор начал блокировать Telegram по постановлению Таганского суда: мессенджер не исполнил требования ФСБ передать ей ключи шифрования. Блокировка мессенджера по решению суда на регистрацию товарного знака никак не влияет, уверена Тиллинг.

Дуров и представитель Роскомнадзора вчера вечером не ответили на запрос «Ведомостей».

Самой Telegram Messenger LLP важно охранять товарный знак только в отношении мессенджера