Роботы теперь работают в барах и делают массаж

Новое поколение роботов помогает не только на конвейерах
Роботы преодолевают путь от нишевого продукта к массовому рынку
Роботы преодолевают путь от нишевого продукта к массовому рынку / Fabrizio Bensch / Reuters

Коботы, или предназначенные для совместной работы с людьми роботы, становятся более дешевыми и простыми в эксплуатации. Это побуждает бизнес находить им новое применение в барах, ресторанах и клиниках.

На долю коботов пришлось только 5% от рынка промышленных роботов размером $14 млрд в 2017 г., по данным венчурной фирмы Loup Ventures. Но спрос на них растет, поэтому Loup прогнозирует, что их доля подскочит до 27%, а сам рынок составит $33 млрд к 2025 г. За последнее десятилетие таких роботов стали продавать около 20 компаний по всему миру.

Небольшие компании используют коботов, так как издержки на оплату труда растут. Между тем искусственный интеллект облегчает обучение роботов повторяющимся действиям. Также новые модели изящнее и безопаснее, чем их предшественники, которые часто помещены в клетки, чтобы защитить находящихся рядом людей от возможных травм. Бостонская Rethink Robotics даже добавила экраны с улыбающимися лицами, чтобы ее роботы выглядели дружелюбнее.

Роботы сейчас преодолевают путь от нишевого продукта к массовому рынку, отмечает Ангус Мьюрхед из Credit Suisse. Он сравнивает нынешнее распространение роботов с появлением небольших мобильных телефонов в конце 1990-х гг.

Когда ресторатор Патрик Бейк открыл Mofongo’s Distillery & Cocktail Bar в Гронингене в 2013 г., он стал искать робота, способного подниматься по стене высотой 8 м и снимать находящиеся на полках бутылки. Это экономит время, так как барменам не приходится забираться на лестницу, и привлекает любопытных клиентов. Когда Бейк открыл винный бар в прошлом году, он купил двурукого кобота, который наливает вино из бутылок, не вытягивая пробку.

В Сингапуре стартап AiTreat, основанный при Наньянском технологическом университете, создал роботов, которые делают китайский медицинский точечный массаж. Эти роботы нагреты до 37 градусов по Цельсию, чтобы напоминать человеческие руки. Сейчас они тестируются в кабинетах хиропрактиков и терапевтов.

Коботов Бейка и AiTreat выпустила датская компания Universal Robots. Она начала продавать коботов в 2008 г., а в прошлом году ее продажи составили 8600 штук. Как утверждает президент Universal Robots Юрген фон Холлен, его компания поспособствовала распространению коботов, так как она использует открытый код, позволяющий разработчикам приспосабливать роботов под собственные потребности. «Мы устранили сложности, и все начало получаться», – говорит фон Холлен.

Появление новых производителей коботов привело к снижению цен и предоставило покупателям альтернативу таким крупным производителям, как швейцарская ABB. Она продает своего кобота YuMi примерно за $40 000, а Universal Robots – свои наименьшие модели за $26 000. Кобот китайской Aubo Robotics стоит около $18 000.

Однако коботы не могут полностью заменить людей. Они хороши в выполнении повторяющихся заданий, позволяя людям сосредоточиться на других задачах, но им самим трудно выполнять более сложные действия. Как отмечает председатель совета директоров японской Yaskawa Electric Corporation Дзюндзи Цуда, роботы могут искусно порубить капусту, но им трудно очистить китайский салат, у которого могут быть разные форма и размер. «Люди очень умны и прекрасно созданы, – говорит он. – Люди способны выполнять миллионы заданий, а роботы – лишь малую часть из них».

Тем не менее возможности роботов быстро растут. Например, роботы YuMi помогают выпускать швейцарские часы и упаковывать в коробки пельмени навынос в одном из ресторанов Токио, отмечает Пер Фегард Нерсет из ABB.

Перевел Алексей Невельский