«Яндекс» представил умную колонку

Это первое устройство, разработанное компанией
Яндекс
Яндекс

Умная колонка под названием «Яндекс.Станция» работает на базе голосового помощника «Алиса». Подключенная к интернету колонка умеет распознавать голосовые команды пользователя и выполнять их – например, найти в сети и воспроизвести нужный музыкальный трек или текст. А «станция», подключенная к телевизору с функцией Smart TV по проводу HDMI, может найти фильм в приложениях принадлежащего самому «Яндексу» «Кинопоиска» или его партнеров (ivi или Amediateka) и начать его показ. «Станция» оснащена системой обесточивания микрофонов, благодаря которой она не слышит пользователей, если те этого не хотят. И напротив – система Yandex io способна распознавать звук даже в шумном помещении. Первые «Яндекс.Станции» появятся в продаже летом 2018 г. по цене 9990 руб.

О том, что «Яндекс» разрабатывает умную колонку, стало известно прошлым летом. «Мы уверены, что за голосовым интерфейсом будущее, у нас наработаны необходимые технологии: распознавание и синтез речи, продвинутые диалоговые системы, искусственный интеллект», – говорил «Ведомостям» представитель «Яндекса».

Первым умную колонку под названием Echo выпустил Amazon в 2014 г., она пользуется системой распознавания голоса Alexa и может управлять другими устройствами: включать видео, находить и воспроизводить музыкальные треки – и не только в Amazon Music. Затем умные колонки выпустили компании Apple, Google и др. В начале 2017 г. Amazon доминировал на глобальном рынке умных аудиоколонок: по данным Strategy Analytics, на Echo приходилось 82% всех поставок такой техники. Но с тех пор империю Джеффа Безоса потеснили конкуренты, прежде всего Google: доля Echo в поставках I квартала этого года снизилась до 43,6%, а доля Google Home выросла вдвое – до 26,5%. По данным аналитической компании Canalys, в I квартале 2018 г. Google продал 3,2 млн колонок Google Home, за этот же период Amazon реализовал 2,5 млн своих умных колонок. Всего, по данным Strategy Analytics, в I квартале 2018 г. производители отгрузили 9,2 млн умных колонок, что в 4 раза больше, чем за тот же период 2017 г. Компании стараются расширить функционал умных устройств: компания Amazon выпустила несколько расширений для умного устройства, которые позволяют подключаться к системам «умный дом»: управлять кондиционерами, бытовой техникой, сигнализацией и т. д. Осенью 2018 г. свою колонку планирует представить и социальная сеть Facebook, которая в отличие от колонок других производителей будет оснащена сенсорным экраном для видеочатов, писало Bloomberg.

Устройства с голосовыми помощниками – это будущее, через несколько лет более 20% запросов пользователи будут осуществлять с помощью голоса и здесь у «Яндекса» есть очень большие перспективы, говорит партнер iKS Consulting Татьяна Толмачева. Российский рынок умных голосовых помощников практически не занят, такие гаджеты здесь пока покупают единицы пользователей, замечает она.

Яндекс
«Яндекс. Станция» - умная колонка и голосовой помощник / Екатерина Брызгалова / Ведомости

«Яндекс» сможет занять очень существенную долю на рынке умных устройств, но пока их использование не стало повседневным, говорит владелец OMMG Technology (платформа для мессенджеров) Сергей Кравцов. «Людям нужно привыкнуть к тому, что можно осуществлять запросы с помощью голоса, – говорит он. – Но в дальнейшем такие помощники будут использоваться практически везде – от телевизоров до автомобилей».

Для «Яндекса» создание голосового интерфейса – логичное развитие поиска, его основного бизнеса, говорил ранее основатель венчурного фонда IM.VC Игорь Мацанюк. Речь идет не только о развитии голосового интерфейса, но и о развитии искусственного интеллекта, объясняет Мацанюк: ведь человек голосом задает более неформальные вопросы, чем письменно, и их нужно быстро обработать, понять и выдать релевантный ответ.

Яндекс
«Алиса» и беспилотный автомобиль: что Путин увидел в «Яндексе»