«Яндекс» представил умную колонку
Это первое устройство, разработанное компаниейУмная колонка под названием «Яндекс.Станция» работает на базе голосового помощника «Алиса». Подключенная к интернету колонка умеет распознавать голосовые команды пользователя и выполнять их – например, найти в сети и воспроизвести нужный музыкальный трек или текст. А «станция», подключенная к телевизору с функцией Smart TV по проводу HDMI, может найти фильм в приложениях принадлежащего самому «Яндексу» «Кинопоиска» или его партнеров (ivi или Amediateka) и начать его показ. «Станция» оснащена системой обесточивания микрофонов, благодаря которой она не слышит пользователей, если те этого не хотят. И напротив – система Yandex io способна распознавать звук даже в шумном помещении. Первые «Яндекс.Станции» появятся в продаже летом 2018 г. по цене 9990 руб.
О том, что «Яндекс» разрабатывает умную колонку, стало известно прошлым летом. «Мы уверены, что за голосовым интерфейсом будущее, у нас наработаны необходимые технологии: распознавание и синтез речи, продвинутые диалоговые системы, искусственный интеллект», – говорил «Ведомостям» представитель «Яндекса».
Первым умную колонку под названием Echo выпустил Amazon в 2014 г., она пользуется системой распознавания голоса Alexa и может управлять другими устройствами: включать видео, находить и воспроизводить музыкальные треки – и не только в Amazon Music. Затем умные колонки выпустили компании Apple, Google и др. В начале 2017 г. Amazon доминировал на глобальном рынке умных аудиоколонок: по данным Strategy Analytics, на Echo приходилось 82% всех поставок такой техники. Но с тех пор империю Джеффа Безоса потеснили конкуренты, прежде всего Google: доля Echo в поставках I квартала этого года снизилась до 43,6%, а доля Google Home выросла вдвое – до 26,5%. По данным аналитической компании Canalys, в I квартале 2018 г. Google продал 3,2 млн колонок Google Home, за этот же период Amazon реализовал 2,5 млн своих умных колонок. Всего, по данным Strategy Analytics, в I квартале 2018 г. производители отгрузили 9,2 млн умных колонок, что в 4 раза больше, чем за тот же период 2017 г. Компании стараются расширить функционал умных устройств: компания Amazon выпустила несколько расширений для умного устройства, которые позволяют подключаться к системам «умный дом»: управлять кондиционерами, бытовой техникой, сигнализацией и т. д. Осенью 2018 г. свою колонку планирует представить и социальная сеть Facebook, которая в отличие от колонок других производителей будет оснащена сенсорным экраном для видеочатов, писало Bloomberg.
Устройства с голосовыми помощниками – это будущее, через несколько лет более 20% запросов пользователи будут осуществлять с помощью голоса и здесь у «Яндекса» есть очень большие перспективы, говорит партнер iKS Consulting Татьяна Толмачева. Российский рынок умных голосовых помощников практически не занят, такие гаджеты здесь пока покупают единицы пользователей, замечает она.
«Яндекс» сможет занять очень существенную долю на рынке умных устройств, но пока их использование не стало повседневным, говорит владелец OMMG Technology (платформа для мессенджеров) Сергей Кравцов. «Людям нужно привыкнуть к тому, что можно осуществлять запросы с помощью голоса, – говорит он. – Но в дальнейшем такие помощники будут использоваться практически везде – от телевизоров до автомобилей».
Для «Яндекса» создание голосового интерфейса – логичное развитие поиска, его основного бизнеса, говорил ранее основатель венчурного фонда IM.VC Игорь Мацанюк. Речь идет не только о развитии голосового интерфейса, но и о развитии искусственного интеллекта, объясняет Мацанюк: ведь человек голосом задает более неформальные вопросы, чем письменно, и их нужно быстро обработать, понять и выдать релевантный ответ.