Абоненты «Билайна» жалуются на сбои в работе мессенджеров

Оператор объясняет неполадки блокировками Роскомнадзора
Абоненты «Билайна» по всей России жалуются на недоступность популярных мессенджеров
Абоненты «Билайна» по всей России жалуются на недоступность популярных мессенджеров / Сергей Портер / Ведомости

Абоненты оператора «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») в пятницу, 18 мая, жаловались на недоступность популярных мессенджеров – WhatsApp, Viber, Telegram, Facebook Messenger. Также не приходили сообщения через iMessage (сервис сообщений Apple) и push-уведомления на iPhone. Жаловаться в аккаунты оператора в Twitter и Facebook приходили абоненты не только из Москвы, но и из Астрахани, Самары, Калининграда. Значительное число жалоб о неполадках появилось в первой половине дня. К вечеру 18 мая все эти сервисы заработали.

Столкнулись со сбоями и журналисты «Ведомостей», которые пользуются услугами «Билайна». У одного из них сбоил Facebook Messenger, у другого – iMessage. Также у корреспондента не приходили push-уведомления мессенджера ICQ, который при этом работал стабильно.

Мессенджер Viber отчитался о восстановлении работы по всей России вечером в пятницу. По данным компании, «Билайн» ограничил доступ к большому количеству серверов, чтобы заблокировать работу других приложений.

Сотрудник службы поддержки клиентов «Вымпелкома» в пятницу сообщил журналисту «Ведомостей», что проблемы связаны с действиями властей по блокировке сервисов. Эта же причина звучала в ответах службы поддержки пользователям в соцсетях. «Билайн» выполняет все предписания Роскомнадзора, ответил на вопрос «Ведомостей» о недоступности мессенджеров сотрудник пресс-службы «Вымпелкома». Компания старается минимизировать влияние блокировок на предоставление услуг пользователям там, где это возможно, заверил он.

Представитель Роскомнадзора возражает, что адреса прочих мессенджеров (кроме Telegram) не внесены в реестр блокировок. Это подтверждает и создатель сервиса мониторинга блокировок usher2.club Филипп Кулин: 17–18 мая в реестре Роскомнадзора не было ни одного IP-адреса, связанного с сервисами, которые были недоступны абонентам «Билайна».

Жалоб абонентов МТС, Tele2 на недоступность мессенджеров в пятницу обнаружить не удалось. Но у нескольких абонентов «Мегафона» из числа корреспондентов «Ведомостей» с перебоями работал мессенджер Telegram. Представители «Мегафона» и Tele2 заверили, что в их сетях мессенджеры работают без сбоев. Представитель МТС отказался от комментариев.

Если бы Роскомнадзор действительно блокировал все эти мессенджеры, то они были бы недоступны у всех мобильных операторов, рассуждает техдиректор «Роскомсвободы» Станислав Шакиров. Поскольку жалоб от абонентов «Мегафона», МТС и Tele2 не было, можно предположить ошибку в системе фильтрации трафика «Билайна», говорит Шакиров. Он отмечает, что в реестре Роскомнадзора не было IP-адресов корпорации Apple, которые отвечают за push-уведомления на iPhone. Владелец OMMG Technology (платформа для мессенджеров) Сергей Кравцов предполагает, что возникшие у абонентов «Билайна» сложности можно объяснить человеческим фактором.

Адреса некоторых недоступных в пятницу сервисов уже попадали под блокировку, указывает исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев. Днем ранее Роскомнадзор в течение часа блокировал более 300 адресов мессенджера WhatsApp.

Представитель «Вымпелкома» заверил, что сбоев в сети оператора не было. Вопрос о том, почему на сложности с доступом к мессенджерам жаловались в основном его абоненты, представитель оператора комментировать отказался.

Абоненты «Билайна» по всей России жалуются на недоступность популярных мессенджеров