Китайский конкурент Apple намерен привлечь $10 млрд

Размещение Xiaomi может стать крупнейшим IPO за четыре года
Основатель Xiaomi Лэй Цзунь говорит, что его компанию неправильно сравнивать с Apple, но сам регулярно ссылается на Стива Джобса и продукты Apple
Основатель Xiaomi Лэй Цзунь говорит, что его компанию неправильно сравнивать с Apple, но сам регулярно ссылается на Стива Джобса и продукты Apple / NICOLAS ASFOURI / AFP

Китайский производитель смартфонов Xiaomi опубликовал проспект размещения акций на Гонконгской бирже. По данным Bloomberg, Xiaomi планирует привлечь $10 млрд, а вся компания может быть оценена в $100 млрд. Это может быть крупнейшим IPO за последние четыре года – с момента выхода на биржу гиганта Alibaba Group.

Созданная в 2010 г. предпринимателем Лэй Цзунем Xiaomi специализируется на производстве дешевых, но качественных смартфонов. Компанию часто сравнивали с Apple, а ее основателя называли «китайским Стивом Джобсом»: несмотря на то что она производит устройства на Android, оболочка ее операционной системы очень похожа на iOS. При этом стоимость ее продукции должна была крайне низкой: сейчас средняя цена смартфона от Xiaomi составляет всего $140, по данным самой компании. К концу 2017 г. Xiaomi вышла на 4-е место по продажам в мире вслед за Samsung, Apple и Huawei (данные IDC). Исследовательская фирма Strategy Analytics прогнозирует, что в 2018 г. Xiaomi сможет обогнать не только китайского вендора, но и Apple.

Зарабатывать Xiaomi планирует не только на гаджетах, а в первую очередь на экосистеме цифровых продуктов. Пока продажи смартфонов приносят ей 70% доходов из $18 млрд, IoT и лайфстайл-устройства – 20,5%, а интернет-сервисы – лишь 8,6%. Но интернет-сервисы, в которые входят браузер, игры, видео- и музыкальные приложения – самый прибыльный сегмент, его маржинальность в 2017 г. превысила 60%. В то время как маржинальность смартфонов – лишь 8,7%.

И звезда во лбу горит

Талисман Xiaomi – кролик Миту в фирменной ушанке с красной звездой и в красном шарфе. Компания продает множество товаров с Миту – от футболок и мягких игрушек до рюкзаков и держателей телефонов. Но в некоторых странах, например в Индонезии, Xiaomi была вынуждена отказаться от коммунистической звезды на ушанке. Нет этой звезды и у голосового помощника для детей в виде игрушки-кролика, которую компания выпустила в 2017 г. Такой кролик читает сказки и умеет отправлять сообщения в мессенджер WeChat.

До 2016 г. компания продавала всю свою технику только в онлайне и продвигала товары через соцсети, форумы и мессенджеры. Ее главная ставка – на сообщество фанатов и рекомендации пользователей. В отличие от стандартизированного ПО в iPhone, телефоны Xiaomi подстраиваются под нужды пользователей. Платформой компании пользуется более 190 млн пользователей ежемесячно. Фанаты сами предлагают, что можно добавить в телефон, и голосуют за лучшие предложения.

Первыми инвесторами компании были китайские и сингапурские фонды, а затем в нее поверил Юрий Мильнер: его фонд DST вошел в капитал Xiaomi в 2012 г., когда компания оценивалась всего в $4 млрд. В декабре 2014 г. она стоила уже $45 млрд. Однако в 2015 г. Xiaomi уступила по продажам смартфонов в Китае Huawei, Oppo и Vivo. Лэй Цзунь объяснял это тем, что цепочка поставок дала сбой из-за слишком быстрого роста продаж. Но за два года компании удалось справиться с падением. Сейчас Xiaomi представлена в 74 странах и планирует начать экспансию в США.

The Wall Street Journal называет IPO Xiaomi «блокбастером»: компания хочет, чтобы инвесторы оценили ее в соотношении с прибылью выше, чем Apple. Капитализация Apple (сейчас – $898 млрд) – 3,5 годового оборота, приводит WSJ данные S&P Global Market, а Xiaomi рассчитывает на оценку в 5,5 годового оборота. Аналитик компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин считает, что шансы у нее есть: «Apple – эффективная и высокорентабельная, но слишком большая компания, перспектив нарастить долю рынка у нее немного. По сравнению с ней Xiaomi – небольшой, но быстрее растущий производитель, у которого есть шансы увеличить долю как в Китае, так и по всему миру. Инвестиции в развитие могут привести к росту доли рынка и большей отдаче акционерам, поэтому инвесторы готовы платить более высокую цену, несмотря на больший риск по сравнению со стабильной Apple».

Основатель Xiaomi Лэй Цзунь говорит, что его компанию неправильно сравнивать с Apple, но сам регулярно ссылается на Стива Джобса и продукты Apple